ЭКОНОМИКА И СОЦИУМ
Состояние малого бизнеса

Особую роль в экономическом развитии страны в целом и региона, в частности, играет малый бизнес. В переходной экономике России становление малого бизнеса было обусловлено необходимостью устранения диспропорций в экономике, монополизма производителей и продавцов. Малый бизнес был призван в кратчайшие сроки создать конкурентную среду, являющуюся основой рыночных отношений. В развитых странах малым бизнесом создается около 50 % валового внутреннего продукта, в России этот показатель составляет порядка 7 - 8 %.

По данным областного комитета государственной статистики на 01.10.2000 г., регионе было создано 6270 тыс. малых предприятий. Наиболее привлекательны для малого бизнеса торговля и общественное питание: этой сфере было зарегистрировано 48,2 % всех малых предприятий Тульской области. Далее идут промышленность и строительство - на них пришлось соответственно 14,8 % и 14 % от общего числа малых предприятий (рис. 5). Наука, инновации, требующие значительных объемов единовременных инвестиций при длительных сроках окупаемости и непредсказуемости результатов, мало привлекательны для мелких предпринимателей.

Среднесписочная численность работников малых предприятий в январе - сентябре 2000 г. составила 53437 человек, т.е. около 7 % от общего числа занятых в экономике региона. Более 30 % работающих в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и общественного питания, около 20 % - на предприятия промышленности, 23 % - на строительство. В 1999 г. малом бизнесе было занято 84 299 чело век, примерно 11 % от общей численности занятых в экономике региона. Треть из них работала в промышленности, треть - на предприятиях торговли и общественного питания, пятая часть - в строительстве.

За девять месяцев 2000 г. малыми предприятиями, по данным официальной статистики, было произведено товаров и ус луг на сумму 3582,8 млн. рублей. Предприятиями промышленности было создано 29 % продукции и услуг, 30 % - строительными организациями, чуть меньший вклад был внесен предприятиями торговли и общественного питания - 22,2 % от общего объема товаров и услуг (табл. 2).

Таблица 2. Основные показатели работы малых предприятий в январе - сентябре 2000 года

  Число предприятий Среднесписочная численность работников Выпуск товаров и услуг по всем видам деятельности
единиц  в % к итогу  человек  в % к итогу  млн. руб.  в % к итогу 
Всего по предприятиям и организациям 6270 100 53437 100 3582,8 100
В том числе по отраслям экономики

Промышленность
928 14,8 10783 20,2 1037,8 29
Сельское хозяйство 240 3,8 4603 8,6 107,9 3
Транспорт 161 2,6 1018 1,9 73,9 2,1
Связь 41 0,7 703 1,3 87,3 2,4
Строительство 880 14 12178 22,8 1071,2 30
Торговля и общественное питание 3024 48,2 16700 31,2 795,3 22,2
Материально-техническое снабжение и сбыт 97 1,5 458 0,9 35,4 1
Информационно-вычислительное обслуживание 51 0,8 352 0,7 19,5 0,5
Операции с недвижимым имуществом 106 1,7 798 1,5 53,2 1,5
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 223 3,6 841 1,6 116,3 3,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 19 0,3 172 0,3 10 0,3
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 107 1,7 1148 2,1 12,2 0,3
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 67 1,1 445 0,8 41,5 1,1
Образование 26 0,4 171 0,3 9,4 0,3
Культура и искусство 39 0,6 374 0,7 15,1 0,4
Наука и научное обслуживание 101 1,6 330 0,6 23 0,6
Финансы, кредит, страховое, пенсионное обеспечение 22 0,4 253 0,5 6,9 0,2
Прочие отрасли 138 2,2 2110 4 66,9  1,9 

По итогам 1999 г. общая стоимость созданных малыми предприятиями товаров и услуг составила 2 715,4 млн. рублей, т.е. примерно шестую часть валового регионального продукта. Наибольший вклад создание товаров и услуг был внесен предприятиями промышленности - 38,3 %, чуть меньший - предприятиями торговли и общественного питания - 27,9 %. Около 17 % общего объема товаров и услуг пришлось на строительные организации.

Несоответствие доли зарегистрированных предприятий удельному весу в производстве продукции и занятости сфере торговли и общественного питания во многом объясняется наличием теневого сектора. Общеизвестно, что именно малые предприятия склонны к проведению теневых операций. В России, по данным Госкомстата, теневой сектор составляет порядка 20 - 25 % от ВВП, а по оценкам ФСБ, достигает 40 %. В торговле и общественном питании в последние годы более 60 % всей добавленной стоимости отрасли было укрыто от официального учета. Для транспорта аналогичный показатель составлял 20 %, в строительстве - 14 %, в промышленности - 8 %. Велика доля теневого сектора и в сельском хозяйстве.

За последние годы в малом предпринимательстве региона наметились качественные изменения: определились явные лидеры, деятельность которых заметна как в районных масштабах, так и на областном уровне; активизировалось ассоциативное движение предпринимателей, появились некоммерческие организации, объединения малых предприятий и предпринимателей, выражающие интересы отдельных групп.

Главным итогом развития малого предпринимательства в нашем регионе считается формирование грамотных, профессионально состоятельных предпринимателей, которым не чужды интересы окружающего их общества.

 
< Пред.   След. >

Вы можете поддержать наш проект, перечислив всего 50 руб. Спасибо!

Другие обзоры

Калуга и область
посетителей: 4201320

Разработка: Компания "Сенатор" (Тула) © 2002 - 2014