Особую роль в экономическом развитии страны в целом и региона, в частности, играет малый бизнес. В переходной экономике России становление малого бизнеса было обусловлено необходимостью устранения диспропорций в экономике, монополизма производителей и продавцов. Малый бизнес был призван в кратчайшие сроки создать конкурентную среду, являющуюся основой рыночных отношений. В развитых странах малым бизнесом создается около 50 % валового внутреннего продукта, в России этот показатель составляет порядка 7 - 8 %.
По данным областного комитета государственной статистики на 01.10.2000 г., регионе было создано 6270 тыс. малых предприятий. Наиболее привлекательны для малого бизнеса торговля и общественное питание: этой сфере было зарегистрировано 48,2 % всех малых предприятий Тульской области. Далее идут промышленность и строительство - на них пришлось соответственно 14,8 % и 14 % от общего числа малых предприятий (рис. 5). Наука, инновации, требующие значительных объемов единовременных инвестиций при длительных сроках окупаемости и непредсказуемости результатов, мало привлекательны для мелких предпринимателей.
Среднесписочная численность работников малых предприятий в январе - сентябре 2000 г. составила 53437 человек, т.е. около 7 % от общего числа занятых в экономике региона. Более 30 % работающих в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и общественного питания, около 20 % - на предприятия промышленности, 23 % - на строительство. В 1999 г. малом бизнесе было занято 84 299 чело век, примерно 11 % от общей численности занятых в экономике региона. Треть из них работала в промышленности, треть - на предприятиях торговли и общественного питания, пятая часть - в строительстве.
За девять месяцев 2000 г. малыми предприятиями, по данным официальной статистики, было произведено товаров и ус луг на сумму 3582,8 млн. рублей. Предприятиями промышленности было создано 29 % продукции и услуг, 30 % - строительными организациями, чуть меньший вклад был внесен предприятиями торговли и общественного питания - 22,2 % от общего объема товаров и услуг (табл. 2). Таблица 2. Основные показатели работы малых предприятий в январе - сентябре 2000 года
| Число предприятий | Среднесписочная численность работников | Выпуск товаров и услуг по всем видам деятельности | единиц | в % к итогу | человек | в % к итогу | млн. руб. | в % к итогу | Всего по предприятиям и организациям | 6270 | 100 | 53437 | 100 | 3582,8 | 100 | В том числе по отраслям экономики
Промышленность | 928 | 14,8 | 10783 | 20,2 | 1037,8 | 29 | Сельское хозяйство | 240 | 3,8 | 4603 | 8,6 | 107,9 | 3 | Транспорт | 161 | 2,6 | 1018 | 1,9 | 73,9 | 2,1 | Связь | 41 | 0,7 | 703 | 1,3 | 87,3 | 2,4 | Строительство | 880 | 14 | 12178 | 22,8 | 1071,2 | 30 | Торговля и общественное питание | 3024 | 48,2 | 16700 | 31,2 | 795,3 | 22,2 | Материально-техническое снабжение и сбыт | 97 | 1,5 | 458 | 0,9 | 35,4 | 1 | Информационно-вычислительное обслуживание | 51 | 0,8 | 352 | 0,7 | 19,5 | 0,5 | Операции с недвижимым имуществом | 106 | 1,7 | 798 | 1,5 | 53,2 | 1,5 | Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 223 | 3,6 | 841 | 1,6 | 116,3 | 3,2 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 19 | 0,3 | 172 | 0,3 | 10 | 0,3 | Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 107 | 1,7 | 1148 | 2,1 | 12,2 | 0,3 | Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 67 | 1,1 | 445 | 0,8 | 41,5 | 1,1 | Образование | 26 | 0,4 | 171 | 0,3 | 9,4 | 0,3 | Культура и искусство | 39 | 0,6 | 374 | 0,7 | 15,1 | 0,4 | Наука и научное обслуживание | 101 | 1,6 | 330 | 0,6 | 23 | 0,6 | Финансы, кредит, страховое, пенсионное обеспечение | 22 | 0,4 | 253 | 0,5 | 6,9 | 0,2 | Прочие отрасли | 138 | 2,2 | 2110 | 4 | 66,9 | 1,9 | По итогам 1999 г. общая стоимость созданных малыми предприятиями товаров и услуг составила 2 715,4 млн. рублей, т.е. примерно шестую часть валового регионального продукта. Наибольший вклад создание товаров и услуг был внесен предприятиями промышленности - 38,3 %, чуть меньший - предприятиями торговли и общественного питания - 27,9 %. Около 17 % общего объема товаров и услуг пришлось на строительные организации.
Несоответствие доли зарегистрированных предприятий удельному весу в производстве продукции и занятости сфере торговли и общественного питания во многом объясняется наличием теневого сектора. Общеизвестно, что именно малые предприятия склонны к проведению теневых операций. В России, по данным Госкомстата, теневой сектор составляет порядка 20 - 25 % от ВВП, а по оценкам ФСБ, достигает 40 %. В торговле и общественном питании в последние годы более 60 % всей добавленной стоимости отрасли было укрыто от официального учета. Для транспорта аналогичный показатель составлял 20 %, в строительстве - 14 %, в промышленности - 8 %. Велика доля теневого сектора и в сельском хозяйстве.
За последние годы в малом предпринимательстве региона наметились качественные изменения: определились явные лидеры, деятельность которых заметна как в районных масштабах, так и на областном уровне; активизировалось ассоциативное движение предпринимателей, появились некоммерческие организации, объединения малых предприятий и предпринимателей, выражающие интересы отдельных групп.
Главным итогом развития малого предпринимательства в нашем регионе считается формирование грамотных, профессионально состоятельных предпринимателей, которым не чужды интересы окружающего их общества.
|