Для определения тенденций в уровне жизни необходимо сопоставить данные о доходах с данными о величине и структуре потребительских расходов населения Тульской области за последнее десятилетие. Анализируя величину денежных расходов населения Тульской области, наблюдаем знакомую ситуацию: туляки тратят примерно столько же, сколько и их соседи, но от среднего по России уровня потребительские расходы населения Тульской области точно так же, как и доходы, заметно отстают (табл. 1). Таблица 1. Среднедушевые денежные расходы населения в мес., тыс. руб. (в 1998 г. руб.)
Область | 1990 | 1997 | 1998 | Место по РФ в 1998 г. |
---|
Тульская | 0,170 | 531 | 559 | 46 | Калужская | 0,178 | 511 | 539 | 49 | Орловская | 0,187 | 538 | 576 | 41 | Рязанская | 0,173 | 460 | 451 | 62 | Липецкая | 0,181 | 541 | 646 | 29 | В среднем по РФ | 0,205 | 914 | 954 | |
Ту же неблагоприятную картину подтверждает и анализ структуры денежных расходов населения (табл. 2). Таблица 2. Структура использования денежных доходов в некоторых регионах РФ, % Область | Покупка товаров и услуг | Платежи и взносы | Прирост сбереж. и покупка | Превышение доходов над расходами |
---|
1990 | 1998 | 1990 | 1998 | 1990 | 1998 | 1990 | 1998 | В среднем по РФ | 75,3 | 78,3 | 12,2 | 6,4 | 7,5 | 13,7 | 5,0 | 1,6 | Тульская | 66,7 | 65,9 | 10,9 | 4,8 | 7,9 | 6,9 | 14,5 | 22,4 | Калужская | 69,5 | 71,3 | 11,4 | 5,3 | 7,2 | 7,7 | 11,9 | 15,7 | Орловская | 64,9 | 71,3 | 10,5 | 4,9 | 10,4 | 6,9 | 14,2 | 16,9 | Рязанская | 67,7 | 66,2 | 12,3 | 5,5 | 7,9 | 7,7 | 12,1 | 20,6 | Липецкая | 73,6 | 76,8 | 11,2 | 5,7 | 9,1 | 6,2 | 6,1 | 13,9 |
Тульская область, как, впрочем, и многие соседние регионы, демонстрирует только одну общероссийскую тенденцию, а именно снижение доли платежей и взносов структуре денежных расходов. Изменение же долей других денежных расходов скорее противоречит их динамике масштабах России: доля расходов туляков на покупку товаров и услуг немного сократилась (в среднем по России увеличилась), уменьшился прирост сбережений (в среднем по России увеличился), зато разность "доходы расходы" стала еще больше. Причиной этого может быть, с одной стороны, наличие российской экономике значительного теневого сектора, который "скрывает" расходы. С другой стороны, можно говорить о росте массы наличных денег на руках у населения, что вызвано недоверием населения к финансовым институтам, а также низкими доходами у основной части населения, когда сберегать, по большому счету, нечего, но приходится постоянно "копить" деньги, чтобы сделать хотя бы небольшую покупку. Точно также изменяется структура денежных расходов населения только в Рязанской области - области с самыми низкими из наших соседей среднедушевыми доходами и расходами населения.
Анализ более подробной структуры потребительских расходов населения также выявляет негативные тенденции (табл. 3). Таблица 3. Структура потребительских расходов населения (по материалам выборочных обследований бюджетов), %
Область | Питание | Непродовольственные товары | Алкоголь | Услуги |
---|
1990 | 1998 | 1990 | 1998 | 1990 | 1998 | 1990 | 1998 | Тульская | 40,8 | 59,9 | 43,4 | 27,7 | 3,8 | 2,9 | 12,0 | 9,5 | Калужская | 37,5 | 54,4 | 45,5 | 28,8 | 5,6 | 2,9 | 11,4 | 13,9 | Орловская | 37,8 | 56,3 | 46,5 | 29,5 | 4,0 | 3,0 | 11,7 | 11,2 | Рязанская | 34,0 | 63,5 | 50,1 | 25,3 | 4,5 | 1,9 | 11,4 | 9,3 | Липецкая | 35,9 | 53,3 | 48,9 | 32,1 | 3,8 | 1,7 | 11,4 | 12,9 | В среднем по России | 35,5 | 53,3 | 46,2 | 30,2 | 4,9 | 2,6 | 13,4 | 13,9 |
Существует закономерность: у групп на селения с низкими доходами растет доля расходов на покупку продуктов питания, т.е., чем беднее живет население, тем большую часть своего дохода оно отдает на пропитание. Действие этой закономерности часто рассматривается наоборот: если у значительной части населения растет доля расходов на питание, то делается вывод о падении уровня жизни. Доля расходов на питание среднем по России за 90-е годы выросла, что говорит о падении благосостояния населения в целом. Особенно велики (в среднем около 60 %) расходы на питание у жителей Тульской и Рязанской областей.
Окончательный вывод о падении уровня жизни значительной части населения России вообще и Тульской области в частности делаем, прослеживая динамику потребления различных продуктов питания за 90-е годы (рис. 1).
По основным продуктам питания (особенно по мясу и молочным продуктам) потребление жителями Тульской области снижается и отстает не только от средне российского уровня, но и от уровня многих соседних областей. По некоторым пунктам (молоко и молочные продукты, масло растительное) потребление основных продуктов питания в Тульской области отстает даже от явно заниженных норм российской потребительской корзины.
Исключение составляет только потребление овощей и картофеля, где туляки опережают средний по России показатель и нормы потребительской корзины. В целом по качественному составу потребления основных продуктов питания можно сделать вывод, что население Тульской области, как и все россияне, в 90-х годах вернулось к "хлебно-картофельной диете", что еще раз свидетельствует о падении уровня жизни. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и обеспеченность населения жильем
Особое место на потребительском рынке занимают жилищно-коммунальные услуги, что обусловлено их обязательным характером для населения. Удельный вес жилищно-коммунальных услуг в объеме платных услуг населению в 2000 г. составил 32,1 % (в 1999 г. - 28 %). В структуре оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг преобладают услуги коммунального хозяйства 69,5 %, жилищные услуги составляют 30,5 %. Однако уровень благоустройства жилищного фонда оставляет желать лучшего: в 1999 г. лишь 82 % жилищного фонда было оборудовано водопроводом, 76 % - канализацией, 89 % - газоснабжением, 82 % - центральным отоплением, причем эти цифры практически не изменялись с 1985 г., что говорит об отсутствии развития коммунальной инфраструктуры.
В настоящее время в Тульской области, как и в целом по России, проводится ре форма жилищно-коммунального хозяйства, официальной целью которой является совершенствование форм и методов хозяйствования в данной отрасли в условиях рынка, развитие форм собственности, достижение восприимчивости ЖКХ к результатам научных разработок, передовому опыту.
К сожалению, реформа для населения проявляется в основном постоянным ростом цен на жилищно-коммунальные услуги (табл. 4). Таблица 4. Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 2000 г. | В рублях | В % к 1999 г. |
---|
Квартплата в домах муниципального жилищного фонда, 1 кв. м общей площади | 0,96 | 223,3 | Оплата эксплуатационных расходов в приватизированных квартирах, 1 кв. м общей площади | 0,93 | 232,5 | Оплата эксплуатационных расходов в домах ЖСК, 1 кв. м общей площади | 1,21 | 263,0 | Проживание студенческом общежитии, за месяц с 1 чел. | 2,23 | 41,7 | Плата за водоснабжение и канализацию, за мес. с 1 чел. | 12,43 | 168,2 | Плата за отопление 1 кв. м общей площади | 1,19 | 175,0 | Плата за горячее водоснабжение, за мес. с 1 чел. | 14,51 | 178,7 | Плата за электричество (в квартирах без электроплит), 100 кВт/ч | 31,00 | 155,0 | Плата за газ сетевой, за мес. с 1 чел. | 3,09 | 122,1 | Плата за газ сжиженный в баллонах, 50 л | 79,80 | 100,0 |
Повышение платы за жильё и коммунальные услуги сопровождается мерами по социальной защите населения в виде предоставления на основе действующего законодательства различных льгот по оплате, а также в виде предоставления субсидий (компенсаций) малоимущим гражданам. Семья вправе рассчитывать на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, если доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном семейном доходе составляет более 15,5 % (в других регионах этот порог составляет 22 %).
В целом же за прошедшее десятилетие ситуация с обеспеченностью жильём в Тульской области несколько улучшилась (рис. 2).
Однако это улучшение происходит не столько за счёт ввода нового жилья, хотя с 1990 по 1999 гг. и было введено 2139 кв. м общей площади, а за счет абсолютного сокращения численности населения, что и приводит к увеличению обеспеченности жилой площадью.
Приватизация, которая была проведена в 90-х годах, кардинально изменила структуру собственности, в том числе на жилье (рис. 3).
В результате к концу 90-х годов в Тульской области начал складываться рынок жилья. Но поскольку цены на рынке жилья очень высоки (от 4767 до 5644 руб. за 1 кв. м общей площади), в очереди на бесплатное получение жилых помещений в 2000 г. стояли 64,6 тыс. семей. За 1999 г. получили жильё и улучшили жилищные условия 2,2 тыс. семей, т.е. на 0,7 тыс. семей меньше, чем в 1998 г.
|