ОБРАЗОВАНИЕ
Развитие содержания образования

Учитывая общероссийские тенденции развития содержания общего образования, департамент в своей деятельности особое внимание уделил:
переходу начальной школы на четырехлетний срок обучения;
обеспечению преемственности в содержании образования;
развитию вариативности содержания образования;
введению регионального компонента содержания общего образования;
осуществлению экспериментальной работы по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Изучение развития содержания образования на уровне муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений показало необходимость усиления внимания департамента к отдельным аспектам решения проблемы.

 Содержание начального образования 2000/2001 учебном году развивалось рамках преобразований, осуществляемых в российской начальной школе: активизировалась работа по переходу на четырехлетний срок обучения; проводилась подготовка к участию в российском широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания начального общего образования как начального звена двенадцатилетней школы; продолжалась работа по развитию преемственности дошкольного и начального общего образования.

Совместно с муниципальными органами управления образованием был проведен анализ проблем и перспектив введения четырехлетнего начального образования (по каждой территории).

Анализ отчетных данных на начало 2000/2001 учебного года показал, что процесс перехода на четырехлетнее обучение в начальной школе на селе идет значительно быстрее, чем в городе (рис. 1, 2).

Возможность развития содержания образования в начальной школе в новом на правлении предоставил широкомасштабный российский эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

С 2001/2002 учебного года в нем примут участие первые классы 10 общеобразовательных учреждений области. Эксперимент будет проходить, в том числе и в рамках методики начального обучения по системе Л.В. Занкова.

Рассматривая успешность обучения ребенка в начальной школе, дальнейшее развитие его интересов и способностей как результат преемственности дошкольного и начального общего образования, департамент образования рассмотрел вопрос о вариативности дошкольного образования в плане его преемственности с начальным общим.

Проблема преемственности актуальна еще и потому, что в настоящее время начальная школа вынуждена одновременно работать с детьми, посещавшими и не посещавшими дошкольные учреждения. В связи с этим органам управления образованием, образовательным учреждениям 2001/2002 учебном году предстоит решение проблемы осуществления преемственности в обучении "домашних" детей, разработка и реализация соответствующих программ.

 "Круглый стол" по теме "Начальная школа на пороге XXI века", проведенный на базе ИПК и ППРО ТО осенью 2000 года, поста вил перед работниками образования разных уровней задачи по развитию содержания начального образования. Для этого качестве его базовых целей приняты:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
формирование у младших школьников желания и умения учиться;
развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Развитие содержания образования детей, высокомотивированных к учебной деятельности, в 2000/2001 учебном году Тульской области осуществлялось по следующим направлениям:
развитие олимпиадного движения;
привлечение общеобразовательных учреждений к участию в конференциях, выставках, которые проводились как на все российском, так и на международном уровне;
проведение конкурсов, позволяющих учащимся проявить свои знания по общеобразовательным предметам, а организаторам конкурсов проанализировать практическое применение детьми знаний, умений и навыков;
осуществление учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Всероссийская олимпиада в 1999/2000 учебном году имела свои особенности.

Став самым массовым мероприятием для школьников, олимпиада продемонстрировала возросшее качество образования области по 16 предметам. Впервые за последние 5 лет среди ее победителей оказались учащиеся не только лицеев и гимназий, но и школ, в том числе сельских территорий: Арсеньевского, Тепло-Огаревского и других районов.

Анализ работы муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по осуществлению учебно-исследовательской деятельности учащихся показал, что лидерами в этой работе являются лицеи, гимназии, школы Тулы,

Щекина, Новомосковска. Ими создана система учебно-исследовательской деятельности учащихся по разным направлениям, которую в ряде случаев можно считать научной. Возможности для научно исследовательской деятельности есть в учреждениях новых видов Алексина, Донского, Узловой.

Можно назвать ряд сельских общеобразовательных учреждений, которые целенаправленно занимаются учебно-исследовательской работой и достигают определенных успехов:
серьезную опытническую деятельность ведет Синегубовская СШ Чернского района по овощеводству и экологии; Никольско-Вяземская СШ по краеведению и фольклористике;
разнообразной исследовательской деятельностью заняты ученики Дедловской общеобразовательной школы (ОШ) Веневского района: в сфере их интересов находятся история г. Венева, изучение народных праздников Тульского края, редких животных нашей области, фенологические наблюдения за растениями и птицами;
в Самарской СШ Куркинского района создано исследовательское общество учащихся, целями которого является выявление и поддержка творчески одаренных школьников, развитие их способностей, вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность. Исследования ведутся по направлениям: "Животноводство", "Экономика", "Пчеловодство", "Семеноводство", "Почвоведение";
в Березовской СШ Белевского района под руководством учителя истории И.И. Некрасова ведется исследовательская работа по историко-краеведческому направлению.

Однако учебно-исследовательская работа в общеобразовательных школах ряда территорий не получила развития.

В 2000/2001 учебном году совместно с ИПК и ППРО ТО осуществлялась работа по развитию содержания гуманитарного образования. Данная деятельность проводилась в рамках Европейского года иностранных языков.

Знания, демонстрируемые старшими школьниками на олимпиадах, конкурсах, выставках, вступительных экзаменах в вузы, позволяют сделать вывод о том, что области созданы достаточные условия для получения качественного образования по широкому спектру предметов в различных видах учебных заведений.

Школа в 2000/2001 учебном году предлагала старшеклассникам обучение по гуманитарному, естественнонаучному, техническому, сельскохозяйственному и другим профилям. Распределение учащихся по профилям обучения на III ступени представлено таблице 11.

Таблица 11. Распределение учащихся по профилям обучения на III ступени

Профили обучения III ступень обучения
1999/2000 уч. год 2000/2001 уч. год
Классы Учащиеся Классы Учащиеся
Кол-во % Кол-во %
Гуманитарный 91 1595 6,1 114 2009 7,6
Естественнонаучный 61 1219 4,7 61 1217 4,7
Технический 47 876 3,3 51 1279 4,8
Сельскохозяйственный 8 80 0,3 6 78 0,3
Другие 63 1030 3,9 38 967 3,6
Всего 270 4800 18,3 270 5500 21,0

При этом общеобразовательные учреждения стремятся строить свои отношения с учреждениями высшего профессионального образования на договорной основе, создавая тем самым условия для реализации принципа преемственности, интеграции общего и профессионального образования. Это относится к общеобразовательным учреждениям Тулы, Алексина, Донского, Ефремова, Новомосковска, Узловой, Щекина, Киреевского, Плавского, Суворовского и других районов.

Среди высших учебных заведений, работающих со школами, не только ТулГУ, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РХТУ им. Д.И. Менделеева, но и Московская медицинская академия им. Сеченова (гимназия № 2 г. Тулы), Тверская медицинская академия (лицей № 1 г. Тулы), Орловский институт культуры (лицей № 3 г. Тулы), Московский юридический институт (СШ № 1 г. Узловая) и другие.

Традиционно прослеживается связь общеобразовательных учреждений с тульскими вузами.

Особое место в довузовской подготовке ТулГУ занимают общеобразовательные структуры типа "ТулГУ - лицей № 1", "ТулГУ - Центр образования № 1", "ТулГУ - реальная гимназия г. Алексина". Обучение в профильных классах осуществляется по программам, согласованным с университетом, а по ряду дисциплин (математика, физика, информатика, черчение) проводится на университетских кафедрах. Преподаватели вуза руководят школьными лабораториями, научно исследовательской работой учащихся.

Своя система профильных классов сложилась в ТГПУ им. Л.Н. Толстого. При университете есть областной лицей. В учебном плане и программах обучения лицеистов впервые реализуются две главные задачи: получение среднего (полного) образования и интенсивная подготовка к поступлению в педвуз по трем направлениям: гуманитарному, физико-математическому, естественнонаучному.

Активно работает со школами области РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Анализ работы общеобразовательных учреждений с вузами выявил ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения в 2001/2002 учебном году, а именно:
определение единых подходов к организации функционирования профильных классов;
разработка в рамках федеральной законодательной базы региональных требований к проведению совмещенных экзаменов;
установление регионального порядка разработки экзаменационных заданий для проведения совмещенных экзаменов;
расширение сети профильных классов на селе;
создание условий для дистанционного обучения сельских школьников.

10 - 15 % учебного времени, отведенного базисным планом на национально-региональный компонент, было рекомендовано использовать на преподавание учащимся материала о Тульском крае: его культуре, истории, географии, экономике и т.п.

Реализуя право, данное Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений РФ, департамент объявил проведение в 2001 году регионального экзамена: в 9 классах - по русскому языку, в 11 классах - по литературе.

В целях оказания помощи педагогам по введению регионального компонента департамент совместно с ИПК и ППРО ТО подготовил соответствующие рекомендации, включающие в себя нормативно правовую базу, учебно-методическое и программное обеспечение развития содержания образования в указанных направлениях (Письмо департамента от 14. 09. 00 г. № ВС-40-1960).

Изучение положения дел на местах показало, что работа по введению регионального компонента образования осуществлена практически повсеместно и комплексно.

Понимая важность развития содержания образования для повышения его качества, департамент совместно с муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными учреждениями включился в экспериментальную работу по совершенствованию содержания общего образования.

Это позволит наработать региональный опыт при подготовке к переходу на двенадцатилетнее общее образование.

Кроме этого, учитывая результаты исследований мнения педагогов о новых формах проведения итоговой аттестации по литературе в 11 классе, в 2001 году в Тульской области прошел эксперимент по апробации проведения письменного экзамена по литературе в форме изложения.

Анализ итогов экспериментальной работы, проводимой МО РФ, покажет готовность выпускников образовательных учреждений к такой форме итоговой аттестации. Первые результаты были получены при проверке экзаменационных письменных работ кандидатов на награждение золотой медалью. Часть выпускников не смогла справиться с заданием второго раз дела предложенной экзаменационной работы, которое требовало от учащихся применения на практике умений и навыков по изложению собственных мыслей.

Учитывая, что на II ступени закладываются основы успешного обучения в старшей школе, в работе по развитию содержания образования следует предусмотреть:
использование многообразия видов и форм организации деятельности учащихся (рост удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности школьников; самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных; введение социальной практики; дифференциация учебной сферы: классно-кабинетное пространство, лаборатории, сфера самостоятельной работы и др.);
изменения в системах оценки (дифференциация оценки: по видам работы, само и взаимооценки; максимальная объективизация оценки и т.п.);
возможность построения индивидуализированной образовательной траектории: изучение ряда предметов по программам следующих классов, ликвидация второгодничества;
изменения в методах обучения (активные, интерактивные, лабораторные, опытно экспериментальные методы обучения);
разработку системы предложений по организации предпрофильного обучения.

Исходя из этого, совершенствование содержания образования на III ступени должно осуществляться в направлении его профилизации, для чего необходимы:
максимальная индивидуализация обучения;
усиление творческого, самостоятельного начала в деятельности учеников;
развитие исследовательской и социальной практики обучающихся;
создание учебно-методического обеспечения профилизации старшей школы;
разработка регионального компонента примерных учебных планов и примерных учебных программ для старшей ступени обучения.

 
< Пред.   След. >

Вы можете поддержать наш проект, перечислив всего 50 руб. Спасибо!

Другие обзоры

Калуга и область
посетителей: 4204200

Разработка: Компания "Сенатор" (Тула) © 2002 - 2014