ОБРАЗОВАНИЕ
Структура и основные базисные данные системы НПО Тульской области

Система начального профессионального образования (НПО) области - это одновременно и образовательные учреждения, реализующие профессиональные и общеобразовательные программы, и производственные подразделения (в процессе производственного обучения учащиеся выпускают полезную продукцию и оказывают населению услуги), и учреждения социальной защиты (более половины обучающихся в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) - из семей с минимальными доходами, а по лучение профессии является эффективной формой их социальной защищенности). 

Важнейшим шагом к урегулированию накопившихся вопросов и проблем в системе начального профессионального образования нашего региона является принятие 15 февраля 2001 года Закона "О начальном профессиональном образовании", который направлен на проведение единой государственной политики по под готовке рабочих кадров, обеспечение по лучения гражданами РФ начального профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом специфики Тульской области.

Департаментом образования в 2000/2001 учебном году продолжалась работа по следующим основным направлениям:
оптимизация сети учреждений начального профессионального образования;
формирование региональной политики области профессионального образования;
развитие интеграционных процессов между профессиональными учебными заведениями всех уровней;
налаживание координационных межведомственных связей в сфере подготовки и переподготовки кадров на уровне области;
нормативно-правовое обеспечение учреждений НПО;
обеспечение перехода на обучение по новому Перечню профессий, перепрофилирование учреждений профессионального образования, создание новых типов образовательных учреждений;
развитие и укрепление связей со службой занятости по подготовке специалистов соответствии с состоянием рынка труда, по обучению и переобучению незанятого населения, совершенствованию содержания образования.

В области имеется достаточный потенциал для удовлетворения потребностей на селения и хозяйственного комплекса профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Обучение осуществляется в 52 учреждениях начального профессионального образования с общим контингентом 20 500 человек. Статус профессионального лицея имеют 13 учебных заведений: ПЛ №№ 1, 4, 6, 7, 11, 17, 18, 19, 25, 26, 35, 42, 43. Изменения в сети образовательных учреждений НПО произведены за счет интеграции различных ступеней и уровней образования и создания новых видов учебных заведений (профессиональное училище № 4 преобразовано в профессиональный лицей № 4).

С целью рационального использования материальной базы учебного заведения профессиональное училище № 28 г. Новомосковска присоединилось к профессиональному лицею № 18.

Контингент обучающихся по состоянию на 1.01.2001 г. составляет:
дневное отделение - 18 087 чел.;
вечернее (сменное) отделение - 1007 чел.;
ПУ при ИТУ Министерства юстиции РФ - 1300 чел.;
водители для Вооруженных Сил РФ - 66 чел.;
спецПУ - 101 чел.

В 2000 году деятельность учебных заведений была направлена на усиление работы по профессиональной ориентации школьников. По состоянию на 1 января 2001 г. учреждения начального профессионального образования принято 7186 человек, что соответствует контрольным цифрам приема.

Основным показателем доступности образования является количество обучающихся на 10 000 населения. По учреждениям начального профессионального образования области оно составляет 105 человек, по Российской Федерации - 116.

Обучение в учреждениях НПО осуществляется более чем по 70 профессиям и специальностям. В 2000 году подготовлено 6175 квалифицированных рабочих, в том числе для промышленности, транспорта и строительства - 4768 человек, для сельского хозяйства - 563 человека, для легкой промышленности - 668 человек, торговли и общественного питания - 563 человека.

С 1 сентября 2000 года учреждения переходят на новый Перечень профессий, который разработан на основе современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике Российской Федерации. В связи с этим учреждения начального профессионального образования проводят работу по открытию новых профессий и специальностей.

Так, в 2000 году в профессиональном лицее № 26 открыто обучение по новой для области специальности реставратор строитель, в профессиональном училище № 4 - художник по костюму.

В 2000 году расширился перечень рабочих профессий, по которым осуществляется подготовка: наряду с традиционными профессиями металлообработки в ПЛ № 25 ведется обучение по профессиям: оператор ЭВМ, художник росписи по дереву.

Увеличен прием учащихся на вечернее (сменное) отделение - 1114 человек. В основном, на вечернем (сменном) отделении обучаются студенты Тульского государственного университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

Одной из основных задач департамент образования считает восстановление связей учреждений НПО с предприятиями различных форм собственности.

Начиная с 2000 года, отдельные учебные заведения возобновляют подготовку кадров на договорной основе.

Профессиональное училище № 10 (г. Новомосковск) получило заявку АК "Азот" на подготовку токарей. Профессиональный лицей № 4 по системе договоров, рассчитанных на перспективу, работает с 11 предприятиями г. Тулы, среди которых: ОАО ТОЗ, государственные унитарные предприятия КБП и НПО "Сплав", ОАО "Комбайновый завод". Все предприятия предоставляют учащимся оплачиваемые рабочие места для прохождения производственной практики.

Администрация предприятия "Новомосковскхимстрой" заключила договор с ПЛ №18 г. Новомосковска на подготовку высококвалифицированных кадров - строителей для работы по новым прогрессивным технологиям.

Профессиональный лицей № 25 заключил договоры с АО "Тульский патронный завод" на подготовку наладчиков автоматических роторных линий, с заводом "Штамп" на подготовку токарей, слесарей и операторов станков с ПУ. Профессиональный лицей № 6 заключил договор с АО "Химволокно" на подготовку по профессиям: оператор кручения и вытяжки, помощник мастера.

Профессиональные училища №№ 9, 31 тесно взаимодействуют в вопросах подготовки кадров с отделением Московской железной дороги, а профессиональный лицей № 43 - с торговыми предприятиями города.

В 2000 году активизировалась деятельность по обучению граждан на основе хоздоговоров (табл. 14). Значительную работу в этом направлении проводит ПУ №13: 1165 человек, что составляет 40 % от общего объема подготовки, обучаются по принципу хоздоговоров.

Таблица 14. Результаты подготовки граждан на основе хоздоговоров в учреждениях НПО в 2000 году

Всего подготовлено (чел.) 3889
в том числе: по направлениям ЦЗН 812
по договорам с предприятиями 540
по индивидуальным договорам с гражданами 237

Департаментом образования и ФГСЗН осуществлялась подготовительная работа по внедрению модульного обучения граждан на хоздоговорной основе в учреждениях НПО. С этой целью был определен перечень образовательных учреждений и профессий, по которым вводится модульное обучение. На заседании областного методического совета было одобрено об учение по модульной программе и разработаны методические рекомендации по ее внедрению.

Особое внимание уделяется подготовке специалистов для Вооруженных Сил РФ.

Плановое задание, определенное постановлением губернатора области, выполнено на 104,9 %. Контроль за учебным процессом и оказание помощи производится согласно плану, утвержденному военным комиссариатом области и департаментом образования. Комплексная проверка ПУ №№13 и 41 показала высокий уровень подготовки специалистов: сдача экзаменов в ГАИ с первого раза составила 81,7 %.

Одной из проблем остается сохранение контингента учащихся. Анализ работы учебных заведений показывает, что некоторые из них неудовлетворительно действовали в этом направлении, например, ПУ №№5, 8, 27, 54 и в других учебных заведениях недостаточно используется комплекс мер по укреплению учебной дисциплины. Не везде установлены единые педагогические требования, являющиеся одним из важнейших средств воспитания ответственности учащихся за свое поведение. В ряде учебных заведений отсутствуют систематические усилия инженерно педагогических коллективов, родителей, общественных организаций, направленные на укрепление трудовой и учебной дисциплины, понижена персональная ответственность руководителей за сохранение контингента учащихся.

Важнейшим направлением работы учебного заведения является трудоустройство выпускников. Больше 30 % из них трудоустроено на предприятия области.

Анализ основных базисных данных системы НПО показывает, что приоритетными направлениями остаются динамическое развитие номенклатуры профессий и специальностей, по которым ведется подготовка, внедрение многоуровневой системы подготовки, ориентированной на выпуск специалистов широкого профиля.

В этой связи учреждения НПО нуждаются: в объективном прогнозе потребности области в кадрах и специалистах; в восстановлении связей между учреждениями НПО и работодателями.

 
< Пред.   След. >

Вы можете поддержать наш проект, перечислив всего 50 руб. Спасибо!

Другие обзоры

Калуга и область
посетителей: 3688732

Разработка: Компания "Сенатор" (Тула) © 2002 - 2014