ОБРАЗОВАНИЕ
Образование детей, нуждающихся в особой государственной поддержке

Большое значение в Тульской области уделяется развитию и совершенствованию системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа проводилась по нескольким основным направлениям.

Развитие сети учреждений для детей с недостатками в развитии

В целях предоставления образовательных услуг детям с недостатками в развитии в 2000 году в Тульской области функционировали 27 (в 1990 году - 24) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 6 видов: для детей неслышащих, слабослышащих, с тяжелой речевой патологией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью. В общей сложности в указанных учреждениях и в коррекционных классах для детей с ЗПР и умственно отсталых при общеобразовательных школах и школах интернатах обучалось более 4500 учащихся (в 1999 году - 4400).

Для детей "группы риска" функционировали классы компенсирующего обучения, в которых находились 4079 учащихся (в 1999 году - 3193).

Таким образом, более 8500 учащихся получали специальную педагогическую, психологическую и медицинскую помощь, что составило 4,5 % от общего числа детей, обучающихся в образовательных учреждениях области.

Имеющаяся на сегодня сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений в основном удовлетворяет потребности населения в помощи детям с недостатками в развитии, за исключением детей с нарушением зрения: более 200 из них в Тульской области нуждаются в определении в специальную (коррекционную) школу III - IV вида (для слепых и слабовидящих).

Развитие содержания образования

Содержание образования детей с недостатками в развитии в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями обеспечивало как общее образование соответствующего уровня (дошкольное, начальное, основное, полное среднее), так и коррекцию недостатков развития.

Одним из ведущих направлений деятельности департамента образования в 2000/2001 учебном году при организации процесса обучения детей было обеспечение его непрерывности.

Действующие на территории области специальные (коррекционные) учреждения предлагали следующие завершенные, подкрепленные соответствующими государственными документами уровни образования:
среднее (полное) общее образование;
основное общее образование;
специальное общее образование;
"нецензовое" образование (для детей с глубокой умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта).

Помимо этого, в структуре учреждений VIII вида (для обучающихся (воспитанников) с нарушением интеллекта) осуществлялась углубленная трудовая подготовка, являющаяся ведущим звеном образовательного процесса в данных учреждениях.

В некоторых коррекционных учреждениях области осуществлялось интегрированное обучение детей с различными видами нарушений. Так, в Тульской и Заокской школах-интернатах для детей с нарушением слуха обучались дети, имеющие сложную структуру дефекта (нейросенсорную тугоухость, осложненную ЗПР; глухоту, осложненную олигофренией).

В Новогуровской, Обидимской, Новомосковской (№ 2) школах интернатах совместно обучались дети с задержкой психического развития и с умственной отсталостью.

В Новомосковской школе-интернате № 1 для детей с тяжелыми нарушениями речи открыты классы для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.

При Донской и Советской общеобразовательных школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционировали классы для обучающихся (воспитанников), имеющих задержку психического развития.

При многих коррекционных учреждениях созданы возможности получения образования детьми, которым по медицинским показаниям должно быть организовано обучение на дому. В прошедшем учебном году этой формой получения образования было охвачено 1157 школьников (в 1999 г. - 838).

Совершенствование диагностики

Для выявления несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии, в области созданы психолого-медико-педагогические комиссии, которые проводят комплексное обследование детей и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, определяют формы дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

Большинство таких комиссий проводит заседания по специальным графикам, привлекая к работе на договорной основе педагогические и медицинские кадры.

Областная, Алексинская и Щекинская психолого-медико-педагогические комиссии функционируют на постоянной основе (имеют укомплектованные штаты специалистов).

На базе тульского областного центра практической психологии "Помощь" открыта областная, постоянно действующая, психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) в целях своевременного диагностирования недостатков физического и психического развития у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Многие учреждения нуждаются в развитии лечебно оздоровительной базы, но это сдерживается финансовыми проблемами и нехваткой квалифицированных медицинских кадров (особенно врачей психиатров).

Подготовка кадров коррекционной педагогики

Более 90 % учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений имеют высшее образование, около 10 % - дефектологическое.

С целью подготовки специалистов коррекционной педагогики департаментом образования была скомплектована и обучена на факультете подготовки специалистов по дефектологии Московского педагогического государственного университета группа из 10 учителей коррекционных учреждений Тульской области.

В Тульском педагогическом колледже № 2 открыт прием обучающихся по специальности "Коррекционная педагогика".

Основные положительные моменты по итогам 2000/2001 учебного года

В специальные (коррекционные) учреждения начали принимать для обучения детей, ранее считавшихся необучаемыми: с глубокой умственной отсталостью, сложными дефектами, синдромом раннего детского аутизма (Тула, Алексин, Кимовск, пос. Новогурово и др.).

Большинство специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (для умственно отсталых детей) перешло на 10-летний срок обучения.

Получил развитие процесс интеграции детей-инвалидов с обществом: в областном фестивале детского творчества вместе участвовали воспитанники общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений.

После продолжительного перерыва улучшилась материально техническая база специальных учреждений.

В Туле и Москве велась переподготовка групп педагогов Тульской области по специальности "Дефектология".

Основные проблемы

Отсутствие (на федеральном уровне) полноценной нормативно-правовой базы специального образования.

Недостаточное финансирование муниципальных специальных (коррекционных) учреждений, не позволяющее разввать материально-техническую и лечебно-оздоровительную базу.

Нехватка специалистов (особенно учителей-дефектологов и врачей-психиатров).

Отсутствие на территории области специального образовательного учреждения для слабовидящих и слепых детей, что является нарушением их конституционных прав на получение образования в соответствии с возможностями здоровья.

Превышение предельной наполняемости в большинстве специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Недостаточное развитие службы ранней комплексной диагностики для своевременного выявления отклонений в развитии детей любого возраста.

Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Одной из самых многочисленных категорий детей, нуждающихся в особом внимании со стороны администрации, органов управления образованием Тульской области, остаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В настоящее время на учете их состоит более 8,5 тысячи.

В 2000 году на территории области было выявлено 1788 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 1999 г. - 1458).

В течение года были устроены:
в семьи (под опеку, попечительство) - 875 (в 1999 г. - 700);
на усыновление 163 (в 1999 г. - 191);
в дома ребенка, детские дома и школы интернаты 609 (в 1999 г. - 484);
остались неустроенными 44 (в 1999 г. - 40).

Положительным моментом можно считать то, что ведущей формой устройства детей является определение их на воспитание в семью (на усыновление, под опеку или попечительство).

Всего в 2000 году было усыновлено (удочерено) 206 детей (в 1999 г. - 191).

Одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной по сравнению с помещением ребенка в образовательное учреждение для детей этой категории, является создание приемной семьи (семей), предусмотренное Семейным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 17.07.96 г. № 829 "О приемной семье", статьей 25 Закона Тульской области "О защите прав ребенка", принятого Тульской областной Думой 25.06.1998 г.

В 2000 году в Тульской области зарегистрированы 11 приемных семей и детских домов семейного типа, в которых находятся 49 детей (без родных). В 1999 году в 9 приемных семьях и детских домах семейного типа находились 36 детей.

Для обеспечения жизнеустройства детей, оставшихся без семьи, в настоящее время функционируют 16 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 1995 г. таких учреждений было 11), в которых (вместе с сиротскими группами при школах интернатах обычного типа) находятся 1898 детей.

Воспитанники имеют возможность получить образование следующих уровней: среднее (полное) общее - в Киреевской школе интернате и Яснополянском детском доме;
основное общее - в Донской и Советской школах-интернатах, Алексинском, Белевском, Долматовском, Узловском детских домах;
дошкольное и начальное общее в Суворовском детском доме; 
дошкольное в Новомосковском, Киреевском, Тульском детских домах;
в объеме 9 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения для воспитанников с недостатками умственного развития - в Новомосковской (№ 2),
Обидимской и Северо-Агеевской школах интернатах;
дошкольное специальное (коррекционное) - в Щекинском детском доме для детей с недостатками умственного развития.

Большой проблемой остается предоставление сиротам жилья. Состояние экономики области не позволяет произвести расходы на целевое приобретение, аренду или строительство жилья для сирот выпускников образовательных учреждений. В связи с этим органами опеки и попечительства области проведена большая работа по закреплению квартир и жилых помещений за несовершеннолетними, направляемыми в учреждения для детей сирот, обеспечению гарантий по предоставлению им жилья после окончания учебных заведений на территориях муниципальных образований, где они ранее проживали.

Однако существует и ряд проблем:
общая ситуация в стране не позволяет рас считывать на значительное сокращение числа детей указанной категории в ближайшем будущем;
имеют место нарушения законодательства в части обеспечения детей-сирот жильем, их трудоустройства, выплат опекунских пособий и в целом по их социальной защите и поддержке после завершения пребывания в образовательном учреждении.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая требования Семейного кодекса РФ об устройстве в семью как приоритетную форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, департамент образования считает, что первоочередными мерами для решения обозначенных проблем должны стать: безусловное обеспечение органами местного самоуправления выплат денежных пособий на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством);
принятие на областной бюджет всех муниципальных детских домов и школ интернатов.

 
< Пред.   След. >

Вы можете поддержать наш проект, перечислив всего 50 руб. Спасибо!

Другие обзоры

Калуга и область
посетителей: 4204165

Разработка: Компания "Сенатор" (Тула) © 2002 - 2014