ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Настоящее положение

В настоящее время первичная медико-санитарная помощь в области оказывается 68 самостоятельными амбулаторно-поликлиническими учреждения ми, в том числе: 22 городскими поликлиниками, 35 сельскими амбулаториями, 3 диспансерами и 4 центрами. Кроме этого, в структуру первичной медико-санитарной помощи входят 12 станций и 19 отделений скорой медицинской помощи, 168 здравпунктов и 552 ФАПа.

Большую роль в повышении качества медицинской помощи играла и играет Тульская областная (в прошлом губернская) больница, основанная в 1867 году. В настоящее время областная больница является флагманом Тульского здравоохранения. В ее составе мощный клинико-диагностический центр, оснащенный передовой диагностической аппаратурой, развернуто свыше 20 специализированных отделений, где оказывается высококвалифицированная специализированная медицинская помощь пациентам г. Тулы и области.

В ее стенах работают ведущие специалисты, многие из которых имеют научные звания и высокую квалификацию.

Население Тульской области из года год уменьшается и к началу 2001 года насчитывало 1721,8 тыс. человек. В целом за последние 5 лет (1996 - 2000 гг.) уменьшение жителей произошло на 87,0 тысячи или на 4,8 % (более подробная информация в рубрике "Демографическая ситуация").

 В заболеваемости населения ведущая роль принадлежит болезням системы кровообращения, на которые приходится более половины всех случаев смерти (55,6 %), 6,4 % случаев временной утраты трудоспособности. Среди взрослых лиц, состоящих под диспансерным наблюдением, 19,5 % составляют больные, страдающие болезнями системы кровообращения (рис. 1).

За последние три года произошло увеличение показателей заболеваемости болезнями системы кровообращения на 22,6 %: с 124 до 152 на 1000 взрослого населения.

Увеличение показателей заболеваемости за данный период времени имели место при цереброваскулярных заболеваниях (на 11 % с 44,6 до 50,1 на 1000 взрослого населения) и ишемической болезни сердца (на 7,2 % с 33,5 до 36,1 на 1000 взрослого населения).

Общее число учтенных заболеваний среди обратившихся в лечебно профилактические учреждения по поводу болезней системы кровообращения составило 212,2 тыс. чел. взрослого населения.

О тенденциях сердечно сосудистой заболеваемости свидетельствуют данные о впервые в жизни установленных диагнозах. Так, за последние три года увеличилась заболеваемость ишемической болезнью сердца на 14,7 %, цереброваскулярными болезнями - на 6,5 %.

С 1998 года в рамках межправительственного сотрудничества между Россией и Соединенными Штатами Америки в Тульской области реализуется проект "Доступность качественной медицинской помощи" по улучшению медицинской помощи больным артериальной гипертензией на уровне врачей общей практики. Основные направления проекта: улучшение выявления доклинических форм артериальной гипертензии; улучшение организации оказания первичной медицинской помощи больным артериальной гипертензией; разработка клинического протокола; организация Школы больного артериальной гипертензией.

В рамках проекта удалось достичь увеличения выявления больных артериальной гипертензией на 25 %, причем это было достигнуто не путем привлечения дополнительных ресурсов, а только используя естественные потоки больных и участие органов местного самоуправления.

Разработаны оптимальные схемы взаимодействия врачей общей практики, скорой медицинской помощи, стационарных и стационарозамещающих видов медицинской помощи.

Осуществлен принципиально новый подход в обучении больных артериальной гипертензией: разработанная программа обучения уже включена в программу сертификационного цикла врачей общей практики. На экспериментальных участках больные, прошедшие обучение по про грамме Школы, научились контролировать уровень артериального давления и, как следствие, - ни одного обращения на "Скорую помощь "по поводу гипертонического криза.

Самую высокую оценку врачу общей практики дали сами больные: при анкетировании 86 % пациентов дали положительную оценку изменений первичной медицинской помощи.

 На конец 2000 г. онкологических учреждениях области на учете состояло 28 930 чел., или 1,7 % населения. В течение последних трех лет отмечается нестабильность показателя общей заболеваемости на 100 тыс. населения (рис. 2).

В структуре заболеваемости по-прежнему на первом месте стоят злокачественные новообразования бронхо-легочной системы (14,2 %), на втором месте - желудка (12,6 %), третье место занимают опухоли молочной железы (11,1 %), далее идут опухоли кожи (7 %), рак толстого кишечника (5,8 %), рак прямой кишки (4,8 %), рак тела матки (4,4 %).

Динамика заболеваемости населения области злокачественными новообразованиями различных нозологических форм основном соответствуют тенденциям, выявленным в общероссийской и общеевропейской популяциях. Наблюдается снижение заболеваемости злокачественными опухолями желудка с 50,0 до 44,2; легкого, трахеи и бронхов с 55,1 до 50,6 на 100 тыс. населения.

В области отмечается рост заболеваемости женщин раком молочной железы (1999 г. - 35,0; 2000 г. - 38,7, РФ; 1999 г. - 38,4).

Злокачественные новообразования занимают третье место (11,4 %)в структуре смертности населения после болезней системы кровообращения и травм. От онкопатологии в 2000 г. области умерло 4152 чел., в том числе 28 детей.

Показатель смертности населения от всех злокачественных новообразований составил 237, 8 на 100 тыс. населения.

Доля злокачественных новообразований, выявленных при профилактических осмотрах, несколько возросла по сравнению с уровнем 1998 г. - с 4,0 до 4,3 % к числу зарегистрированных больных.

В областном онкологическом диспансере функционирует территориальный раковый регистр, сформирована база данных на всех больных злокачественными новообразованиями.

Работа по организации противотуберкулезной помощи населению области в 2000 г. направлена на выполнение и реализацию мероприятий Федеральной целевой про граммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 2004 гг. "и областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Тульской области на 1998 - 2004 гг." на основе межотраслевой координации и взаимодействия с органами исполнительной власти.

 Реализация программных мероприятий позволила несколько стабилизировать эпидемическую ситуацию и сдержать рост туберкулезной инфекции в области. Рост заболеваемости составил за три года 2,0 %, показатель увеличился с 96,8 в 1998 г. до 98,8 % в 2000 г. на 100 тыс. населения, что превышает таковой по Российской Феде рации (рис. 3).

Показатель распространенности туберкулеза за три года вырос на 8,1 % и составил в 2000 г. 235,7 на 100 тыс. населения.

В структуре впервые выявленных больных с туберкулезом органов дыхания сохраняется высокий процент деструктивных и бациллярных форм туберкулеза.

На 23,0 % увеличилась и смертность от туберкулеза: с 22,2 на 100 тыс. населения 1998 г. до 27,3 в 2000 г. Этот показатель является самым высоким в Центральном регионе РФ.

Охват населения профилактическими осмотрами за последние три года практически не изменился (1998 г. - 56,2 %, 2000 г. - 56,0 %).

Финансирование программ неотложных мер борьбы с туберкулезом позволило улучшить материально техническую базу: приобрести стационарную и передвижную флюорографические установки.

В 2000 г. значительно улучшено обеспечение противотуберкулезными препаратами за счет централизованных закупок Минздравом РФ.

Эпидемиологическая обстановка по болезням, передающимся половым путем (ЗППП), в области по прежнему имеет тенденцию к улучшению. Заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, за последний год снизилась на 10,5 %.

В области принято Постановление губернатора Тульской области "О неотложных мерах по предотвращению эпидемического распространения заболеваний, передающихся половым путем", реализуется областная целевая программа по борьбе с распространением ЗППП, подготовлен проект Закона Тульской области "О защите населения Тульской области от ЗППП".

В 2000 г. было зарегистрировано 53 019 человек, страдающих психическими расстройствами, или 3036 на 100 тыс. населения, т.е. каждый 33-й житель области нуждается в помощи психиатра.

В 2000 г. 45 % психических больных приходится на расстройства непсихотического характера (1365,0 на 100 тыс. населения).

Контингент всех больных психически ми расстройствами за последние три года увеличился на 2,2 %, у детей - на 6,2 %, у подростков - на 10,1 %.

Продолжается перераспределение контингентов психических больных: наряду с уменьшением числа больных, находящихся под диспансерным наблюдением (с 79,3 % в 1998 г. до 73,2 % в 2000 г.), происходит увеличение числа больных, получающих лечебно консультативную помощь (соответственно с 20,7 % до 26,8 % в общем числе больных, получивших психиатрическую помощь).

В области функционирует 2730 психиатрических коек. Госпитализировано больных с психическими расстройствами 48,9 на 10 тыс. населения, из них основную долю 52,6 %занимают пациенты с органическими психозами, шизофренией и в со стоянии слабоумия.

 В связи с высокой распространенностью депрессий, Тульская область включена в научно-практическую программу "Выявление и лечение депрессий в первичной медицинской сети". Программа предусматривает проведение скрининга пациентов, клинической диагностики, фармакотерапии, катамнестического наблюдения и оценку результатов терапии.

За последние три года в области сохраняется тенденция к увеличению количества больных, страдающих хроническим алкоголизмом (рис. 4).

Рост количества больных, состоящих на диспансерном учете, объясняется сложными социально-экономическими условия ми, ухудшением материального благосостояния определенных групп населения, появлением на рынке алкогольной продукции спиртных напитков, не отвечающих требованиям ГОСТа.

В последние три года отмечается тенденция к росту алкоголизма среди женщин.

Выявление больных алкоголизмом женщин представляет большие трудности связи с тем, что они скрывают свое состояние, позже обращаются за медицинской помощью. Течение алкоголизма у женщин отмечается большей злокачественностью, ранними изменениями личности, ранними поражениями головного мозга.

Число подростков, состоящих на учете с диагнозом алкогольной зависимости, не значительное.

В настоящее время проблема наркомании в Тульской области, как и в целом по России, представляет собой серьезную угрозу здоровью населения. В связи с резкими изменениями политической, социально-экономической и социально психологической ситуаций, потребление наркотиков возрастает в массовых масштабах как индикатор дезадаптации населения.

 Число состоящих на учете больных наркоманией за последние три года увеличилось (рис. 5).

В этом росте определенную роль сыграла картина изменения и насыщения рынка наркотическими веществами, несовершенная законодательная база в отношении распространителей наркотиков, снижение уровня жизни, потеря частью общества нравственных ориентиров.

Наркомания несовершеннолетних является серьезным криминогенным фактором, значительно увеличивающим преступность среди подростков. На протяжении последних трех лет прослеживается рост заболеваемости наркоманией в подростковой среде (рис. 6).

Важнейшей медицинской и социальной проблемой являются сосудистые заболевания головного мозга.

В структуре общей смертности они занимают второе место после кардиоваскулярных заболеваний. Смертность от инсультов составляет 3,0 на 1000 населения.

Больничная летальность от инсультов области остается высокой (24,8 %), увеличился процент госпитализации больных с инсультами.

Увеличилось количество блоков интенсивной терапии для инсультных больных.

Открытие такого блока, например, в областной больнице показало, что летальность у данной категории больных снизилась до 14 %, больные избавились от таких грозных осложнений, как пневмония, пролежни, сепсис.

Сахарный диабет является важнейшей медико-социальной проблемой, которой в области в последние годы уделяется пристальное внимание.

Число больных сахарным диабетом 2000 г. уменьшилось по сравнению с 1998 г. на 2,3 %.

В области принята целевая программа "Сахарный диабет", утвержденная Постановлением губернатора Тульской области, которая позволила решить проблему обеспечения инсулинами больных сахарным диабетом.

 Реализуется Соглашение между администрацией области, Минздравом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в части поставок инсулинов, согласованная политика департамента здравоохранения и глав муниципальных образований по бесплатному обеспечению лекарствами и конкурсные закупки инсулинов.

В 2000 г. области проводилась реализация комплексного плана по охране здоровья матери и ребенка на федеральном и региональном уровнях.

Продолжается работа по внедрению системы мониторинга врожденных пороков развития у детей. Осуществлен переход к статистической разработке причин смерти у детей на основе качественно новых, утвержденных Минздравом России, медицинских свидетельств о рождении, смерти и перинатальной смерти (Приказ от 07.08.98 г. № 241).

В рамках реализации программы "Охрана материнства и детства (перинатология)" Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования при поддержке Министерства здравоохранения РФ 1997-98 гг. выделил 9 млн. рублей на закупку аппаратуры для детских и родовспомогательных учреждений. В 1999 г. начата реализация второго этапа этой программы с выделением еще 4 млн. рублей. В 2000 г. выделено еще 6 млн. рублей.

В области приняты областные программы "Дети Чернобыля", "Дети инвалиды", "Дети сироты", "Планирование семьи", "Безопасное материнство", "Индустрия развития детского питания", "Круглогодичный отдых и оздоровление детей". На их реализацию из источников всех уровней в 2000 г. получено 4,8 млн. рублей.

Меры по реализации этих программ позволили открыть медико-генетический центр, детский центр клинической нейрофизиологии и нейрореабилитации.

Осуществляется неонатальный скрининг на врожденные болезни обмена веществ, фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, закупаются продукты питания для лечения больных фенилкетонурией.

Младенческая и материнская смертность является барометром благополучия общества и свидетельствует о степени заинтересованности государства в охране здоровья матери и ребенка.

В 1998 - 2000 годах ведущими причинами, определяющими уровень младенческой смертности, остаются эндогенные заболевания (болезни перинатального периода и врожденные аномалии). Они составили 2000 году 76,2 % в структуре младенческой смертности (в 1998 году - 70,8 %). Снижение смертности от этих причин зависит от оздоровления внешней среды, степени раз вития медико-генетического обследования, качества интенсивной неонатальной помощи. Для предотвращения смертности от этих причин требуется внедрение в практическое здравоохранение высоких дорого стоящих технологий, лабораторной диагностики внутриутробных инфекций.

В структуре заболеваемости постоянно первое место занимают болезни органов дыхания. В этом классе преобладают острые респираторные заболевания. Серьезной проблемой, особенно для детей раннего возраста, является пневмония.

На втором месте находятся болезни кожи и подкожной клетчатки (за последние три года рост на 25 %).

Третье место - травмы и отравления (рост за три года на 17 %).

Четвертое место - инфекционные и паразитарные болезни (снижение на 15,1 %).

Диспансеризация детского населения, проживающего на контролируемых территориях Тульской области, проводится согласно Приказу МЗ РФ от 03.10.97 года № 293 "О совершенствовании диспансеризации лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".

По состоянию на 01.01.2001 года на контролируемых территориях области проживало 98 - 125 детей, что составляет 39,1 % от общей численности детского населения области. Из них на территориях с льготным социально экономическим статусом зарегистрирован 93 081 ребенок (94,9 %), на территориях с правом на отселение - 5044 (5,1 %).

В 2000 году профилактическими осмотрами было охвачено 99,3 % детей, проживающих на контролируемых территориях.

Как в целом по области, так и по контролируемым территориям, сохраняется отрицательная динамика в состоянии здоровья населения. Показатель болезненности за прошедшие три года увеличился на 17,5 %, число детей, состоящих на диспансерном наблюдении, осталось практически на прежнем уровне.

В 2000 году было зарегистрировано 9739 заболеваний у детей в возрасте 0 - 17 лет, состоящих на медико-дозиметрическом регистре, в том числе 5524 зарегистрированных впервые в жизни. В структуре заболеваний у детей, состоящих на регистре, в течение последних лет преобладают болезни органов дыхания и органов пище варения. В 2000 году болезни органов дыхания были выявлены у 4671 ребенка (48,0 %), болезни органов пищеварения у 1154 (11,8 %), болезни нервной системы - у 466 (4,8 %), болезни кожи - у 327 (3,4 %).

В 2000 году на учете состояло 495 детей, рожденных от ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Показатель общей заболеваемости на 1000 детского населения среди детей, рожденных от ликвидаторов, составил в 2000 году 2240, при среднеобластном показателе 1741. В течение последних трех лет в структуре болезненности в данной категории детей пре обладают болезни органов дыхания, пищеварения, системы кровообращения, костно-мышечной системы.

Заболеваемость врожденными аномалиями в 2000 году составила 15,0 на 1000 детского населения (1998 г. - 13,0, 1999 г. - 13,3),

то есть за последние три года заболеваемость выросла на 15,4 %. Свыше 40 % в этом классе составляют врожденные аномалии системы кровообращения. В структуре младенческой смертности смертность от врожденных пороков развития постоянно занимает второе место. В целях обеспечения единого подхода к слежению за часто той врожденных пороков развития в сочетании с уровнем загрязнения окружающей среды в области осуществляется мониторинг врожденных и наследственных заболеваний и пороков развития у детей. Контроль за проведением мониторинга осуществляет медико-генетический центр.

В последние годы правительством принят целый ряд документов, определяющих задачи и пути разрешения проблем организации детского питания.

Постановлением губернатора области утверждена областная целевая программа "Развитие индустрии детского питания".

В области имеется 21 детская молочная кухня с плановой мощностью 66 700 порций в смену.

В 1999 году после реконструкции была открыта молочная кухня по производству кисло молочных продуктов в г. Туле. С администрациями ряда районов прорабатывается вопрос о кольцевом завозе продуктов, так как некоторые молочные кухни расположены в жилых зданиях, имеют неудовлетворительную материально техническую базу, что не позволяет расширить ассортимент выпускаемой продукции. Но, несмотря на трудности, продолжается выпуск таких биологически ценных молочных продуктов, как "Нарине", "Тонус", "Биолакт".

В 1998 году были перепрофилированы 100 реабилитационных коек в санаторные койки (открыт санаторий "Ясная Поляна").

Областной родильный дом выполняет функцию перинатального центра.

В течение последних трех лет отмечается тенденция к снижению числа абортов.

Число родов у несовершеннолетних выросло, число абортов у несовершеннолетних имеет тенденцию к уменьшению.

В течение последних трех лет в области не регистрируется материнская смертность от абортов.

В 2000 г. отмечен рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности случаях на 100 работающих на 4,1 % по сравнению с 1999 г. и снижение в днях на 5,8 %.

 Показатель первичного выхода на инвалидность (на 10 000 населения) нестабилен (рис. 7).

В структуре первичного выхода на инвалидность на первом месте - болезни системы кровообращения (41,7 %), на втором месте - злокачественные новообразования (14,4 %), на третьем месте - болезни костно-мышечной системы (8,8 %).

Из общего числа первичных инвалидов 53,6 % в трудоспособном возрасте.

В 2000 г. было продолжено поэтапное постепенное реформирование системы здравоохранения области.

Основными направлениями в совершенствовании организации медицинской по мощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи (развитие института врача общей практики) и перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

В реформировании первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики Тульская область имеет многолетний опыт работы, доказывающий эффективность и преимущества этой формы прежде всего за счет расширения объемов медицинской помощи, приближения ее к населению, формирования принципиально иного отношения врача к пациенту.

Опыт показал, что решение проблемы улучшения качества первичной медицинской помощи занимает длительное время и требует многостороннего участия не только органов и учреждений здравоохранения, но и глав муниципальных образований, руководителей предприятий, организаций и общественности.

Для организационно-правовой поддержки в области были приняты две целевые программы внедрения врача общей практики, утвержденные Постановлениями губернатора Тульской области.

Программы предусматривают развитие материально технической базы, подготовку и переподготовку врачей общей практики, межведомственное взаимодействие и другое. Самое главное, программы обеспечивают долевое участие бюджетов всех уровней (областного, муниципальных) и внебюджетных фондов, частности, обязательного медицинского страхования и страховых медицинских компаний.

Сегодня, после 10 лет реформы первичной помощи, в области работают 118 врачей общей практики, подготовлено около 200, более 70 имеют сертификаты.

В 2000 г. врачами общей практики было выполнено 640 352 посещения, что в среднем на одного врача составило 5427 посещений.

Проведенное углубленное социально-гигиеническое исследование врачебных кадров в области и особенно в участковой службе, а также аттестация участковых врачей выявили значительную не укомплектованность должностей и несоответствие уровня подготовки участковых врачей к работе по принципу врача общей практики, что обусловило создание специальных программ совершенствования врачей общей практики и организацию системы их обучения.

С этой целью в области организован Центр послевузовского профессионального образования при Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова с курсом врача общей практики, проводящим сертификационную подготовку.

Поскольку врачи общей практики принимают больных с различными заболеваниями, они должны обладать разносторонними знаниями и умениями.

Врачи специалисты, в свою очередь, смогли разгрузить очереди больных и уде лить большее внимание диспансерному наблюдению и лечению соответствующих категорий больных.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.99 г. № 1194 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2000 год" Постановлением от 6 июля 2000 года № 58/1752 областной Думой принят Закон Тульской области "О программе государственных гарантий обеспечения на селения Тульской области бесплатной медицинской помощью на 2000 год".

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки РФ и решением коллегии департамента здравоохранения для реализации в Тульской области бездефицитности территориальных бюджетов здравоохранения и оптимизации обязательств по выполнению Программы государственных гарантий проведена оценка существующей сети ЛПУ и эффективность ее функционирования, учтены доступность медицинской по мощи для населения, включая финансовое, транспортное обеспечение, наличие очередности, качество оказания медицинской помощи по видам, профилям, уровням оказания, соответствие фактических территориальных показателей территориальным нормативам, загруженность существующих мощностей по видам, профилям и уровням медицинской помощи, в том числе в разрезе муниципальных образований.

В целях сохранения видов и объемов бесплатной медицинской помощи продолжается внедрение мероприятий по реформированию оказания медицинской помощи населению путем переноса части помощи из дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный, развитие выездных форм оказания амбулаторно-поликлинической помощи.

В целях экономии бюджетных средств проводится реструктуризация коечной сети по следующим направлениям:

перепрофилирование коечного фонда зависимости от интенсивности лечебно диагностического процесса и функционирования койки;

развитие стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары на дому);

доведение коечного фонда до рекомендованного МЗ РФ норматива койко-дней расчете на 1000 населения;

резервирование коек в зависимости от сезонности и уровня заболеваемости населения, а также отпуск больных из стационаров на дом на выходные дни.

Проводятся изменения в структуре учреждений в сельской местности путем перепрофилирования коек в участковых больницах в койки медико-социальной помощи. Это позволяет привлечь дополнительные источники финансирования для улучшения ухода за пациентами.

В целях рационального распределения коечного фонда в 2000 году была проведена следующая реструктуризация:
сокращение коечной сети на 302 койки;
распределение по интенсивности лечения;
перепрофилирование неэффективно используемых коек;
резервирование 288 коек;
развитие стационарозамещающих технологий (дневного и краткосрочного пребывания и т.п.) - 3168 коек;
организация медико-социальной помощи - 952 койки.

Показатель обеспеченности койками на 10 тыс. населения составил в 2000 г. - 134,1 против 135,6 в 1998 г.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области с 1991 года создана служба медицины катастроф, которая является составной частью Всероссийской службы медицины катастроф и одним из основных звеньев территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В Тульской области реализована законодательная модель обязательного медицинского страхования (ОМС), то есть страхование населения через страховые медицинские организации (СМО).

СМО финансируются Тульским территориальным фондом ОМС пропорционально застрахованному населению.

Основным доходным источником Фон да (78,5 % всех поступлений) являются страховые взносы предприятий, учреждений, организаций и других плательщиков на обязательное медицинское страхование работающих граждан.

На 1 января 2000 года в системе обязательного медицинского страхования Тульской области функционировали 109 лечебно-профилактических учреждений. По состоянию на 1 января 2001 года в системе ОМС участвуют 120 лечебно профилактических учреждений.

В 2000 году в Тульской области работали четыре страховые медицинские организации: "Тульская областная больничная касса", "Вирмед", "Гарант Мед", "Страхование и здоровье".

По состоянию на 1 января 2001 года эти ми СМО застраховано 1 549 998 человек или 88,8 % от численности всего населения Тульской области, в том числе 712 215 работающих граждан (99,1 % от численности всех работающих) и 837 773 неработающих граждан (81,6 % от численности всех неработающих).

В соответствии с утвержденной программой работ продолжалась выдача пластиковых полисов ОМС. В Щекинском районе страховыми медицинскими компаниями "ВИРМЕД" и "Тульская областная больничная касса "пластиковые полисы были выданы детям. В работу с пластиковыми полисами ОМС включилась также страховая медицинская компания "Гарант-Мед".

Таким образом, на территории Тульской области все страховые медицинские компании включены в работу с пластиковыми полисами ОМС. На конец 2000 года населению области выдано 704,4 тыс. пластиковых полисов.

В конце 2000 года начата совместная работа с департаментом информатизации администрации Тульской области по формированию Государственного регистра населения Тульской области.

В 2000 году продолжалось внедрение проекта использования микропроцессорных карт в медицинском страховании и здравоохранении. Подготовлена программа персонализации микропроцессорных карт, программы ввода и обработки медицинской информации, список застрахованных, которым будут выдаваться микропроцессорные карты.

В декабре проект ТТФОМС по использованию пластиковых карт в медицинском страховании и здравоохранении был представлен в Москве на 5-й конференции и выставке "Интеллектуальные карты России 2000".

В начале 2000 года в соответствии с совместным Приказом департамента здравоохранения администрации Тульской области и Тульского ТФОМС от 10 января 2000 года №№ 02/03/01-4 был проведен очередной квалификационный конкурсный отбор поставщиков по обеспечению деятельности ЛПУ. Отбор проводился совместной конкурсной комиссией департамента здравоохранения администрации Тульской области и Тульского ТФОМС. Квалификационный отбор прошли оптовые поставщики, деятельность которых в течение года не вызвала замечаний со стороны ЛПУ. Опыт проведения квалификационных отборов подтвердил их несомненную целесообразность.

Основные задачи Фонда в осуществлении реформы в части экономики и финансирования - укрепление материально технической базы здравоохранения, финансирование жизненно важных медицинских программ, жесткий контроль за расходованием средств ОМС и развитие договорных отношений в здравоохранении.

С организацией в составе департамента здравоохранения Комитета по фармации, согласно Постановлению губернатора Тульской области от 27.05.98 г. № 221 "Об улучшении лекарственного обеспечения населения Тульской области" в 2000 году продолжалась реализация основных задач и направлений по лекарственному снабжению: проведение государственной политики в сфере лекарственного обеспечения населения и лечебно профилактических учреждений, координация и контроль за деятельностью фармацевтических организаций, организация контроля за качеством и сертификацией лекарственных средств, развитие системы лицензирования фармацевтической деятельности, реализация существующих и создание новых программ совершенствования лекарственного обеспечения.

В 2000 году лекарственное обеспечение жителей Тульской области осуществлялось как государственными (муниципальными) фармацевтическими предприятиями, так и предприятиями иных форм собственности. В области находятся 40 государственных и муниципальных предприятий, которые включают в себя 308 объектов фармацевтической деятельности (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски). Предприятий иных форм собственности - 145, которые включают 352 точки розничной реализации. Фармацевтический рынок в области практически сформировался.

 Общая реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения предприятиями государственной и муниципальной аптечной сети в 2000 году составила 484,7 млн. рублей, рост в 1,52 раза к 1999 году (318,4 млн. рублей) (рис. 8).

Отпуск медикаментов по бесплатным и льготным рецептам в общем объеме реализации лекарств в 1999 году составил 211,3 млн. рублей (64,6 %), за период 2000 года - 337,8 млн. рублей (69,7 %) в общем объеме реализации. Рост льготной рецептуры увеличился в 1,6 раза.

Среднедушевое потребление медикаментов по области в 2000 году - 227 руб. 58 коп.

Среднедушевое потребление медикаментов по бесплатным и льготным рецептам составляло в 1999 году 119 руб. 40 коп., в 2000 году - 193 руб. 44 коп.

Для улучшения лекарственного обеспечения в соответствии с Постановлением губернатора Тульской области от 19.04.99 г. № 137 "О централизованных закупках лекарственных средств и изделий медицинского назначения на конкурсной основе для государственных нужд области" с 1999 года проводятся тендеры на закупку медикаментов для нужд здравоохранения за счет средств областного бюджета и консолидации муниципальных бюджетов области.

Комитетом проводится работа по осуществлению поставок в область медикаментов по Федеральным целевым программам. В рамках реализации Федеральных целевых программ осуществлены по ставки медикаментов в Тульскую область 2000 г. на сумму 27 182,80 тыс. рублей, из них: противодиабетических препаратов - 3256,13 тыс. рублей; противотуберкулезных - 12 947,10 тыс. рублей; детского питания - 185,01 тыс. рублей; средств лечения и диагностики СПИДа - 3778,36 тыс. рублей; вакцин и сывороток - 7016,20 тыс. рублей.

В целях эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования для обеспечения деятельности лечебно профилактических учреждений области в 2000 г. также применялся конкурсный принцип осуществления по ставок продукции, в том числе лекарственных препаратов. Департаментом здравоохранения совместно с Тульским территориальным фондом обязательного медицинского страхования проводится конкурсный квалификационный отбор поставщиков на год с проведением мониторинга цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства ежемесячно, что позволило также сэкономить бюджетные средства.

С июня 1998 года в области реализуется проект по улучшению качества медицинской помощи больным гипертонической болезнью на уровне врача общей практики. Проект осуществляется в рамках межправительственной комиссии США и России по технологическому сотрудничеству в области здравоохранения на трех площадях: в Туле, Алексине, Новомосковске.

С 2001 года проводится второй этап реализации проекта - широкое внедрение на территории всей области.

Департамент здравоохранения Тульской области с 1999 года работает по программе "Здоровье населения России" совместно с институтом "Открытое общество" (фонд Сороса), Минздравом России, Национальным центром статистики здоровья США и московскими институтами в двух проектах:

"Создание системы сбора и обработки статистических данных по рождаемости и перинатальной смертности";

"Усовершенствование сбора и использования статистических данных по смертности населения и внедрение МКБ-10".

Участие в проектах было обусловлено тем, что в последнее десятилетие демографическая ситуация в Российской Федерации резко ухудшилась: упал уровень рождаемости, возросли показатели смертности населения, сохраняется крайне низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Особого внимания заслуживает сотрудничество здравоохранения Тульской области и Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, 50-летие которого отмечалось в ноябре 1997 года. Это поистине благотворное сочетание практического здравоохранения и научной мысли. Самые передовые методы лечения и диагностики, консультации ведущих ученых России на прямую приближены к жителям нашей области. Неоценимо такое сотрудничество подготовке и обучении специалистов нашей области.

 
< Пред.   След. >

Вы можете поддержать наш проект, перечислив всего 50 руб. Спасибо!

Другие обзоры

Калуга и область
посетителей: 4199314

Разработка: Компания "Сенатор" (Тула) © 2002 - 2014