ИСТОРИЯ
Хомяков Алексей Степанович

Хомяков Алексей Степанович В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя Алексея Степановича Хомякова. Он известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофилов. Поражает обширный круг его интересов, трудов и знаний: поэт и драматург, богослов, идеолог православия, русской общины и соборности, философ, историк мировой цивилизации и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, журналист, блестящий оратор, полемист и художник-иконописец, изобретатель и врачеватель. Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры.

Официально родословие Хомяковых восходит ко времени Василия Ивановича III, при котором Борис и Алексей, дети Хомяковы участвовали в Смоленском походе в качестве ловчих. Именно «ловитва» - охота – долгое время была основным занятием мужчин хомяковского рода.

Алексей Степанович Хомяков родился 1 (14) мая 1804 года в Москве, в родовитой дворянской семье тульских помещиков Степана Александровича и Марии Александровны Хомяковых. Семья жила зимой в Москве, а летом - в селе Богучарове близ Тулы, где Алексей Хомяков под руководством матери получил солидное домашнее образование и хорошее воспитание, отец привил сыну интерес к литературе, любовь к книгам и просвещению.

Отец его, Степан Александрович Хомяков, отставной гвардии поручик в юности получил неплохое образование. Он свободно изъяснялся по-французски, по-немецки, и по-английски, был известен, как человек обширной начитанности, имел хорошую библиотеку, внимательно следил за новостями русской и иностранной словесности. Занимался много математикой. Весьма уважаемый в Москве человек, Степан Александрович стал известен как один из основателей Английского клуба.

Мать, Мария Алексеевна Хомякова, урожденная Киреевская, родила Алексея уже в 33 года. Умерла Мария Алексеевна летом 1857г. в возрасте 87 лет. Сообщая о смерти матушки Сергею Тимофеевичу Аксакову, Хомяков, сам уже пребывавший далеко на шестом десятке и всю жизнь рядом с матушкой проживший, заметил про нее: «Я об ней могу сказать беспристрастно, что она была хороший, благородный образчик века, который еще не вполне оценен во всей его оригинальности века екатерининского… Матушка имела широкость нравственную, и силу убеждений духовных, которые, конечно, не совсем принадлежали тому веку, но она имела отличительные черты его, веру в Россию и любовь к ней». Похоронена Мария Алексеевна в пределе церкви Сретения Господня села Богучарова, Храме, как называл церковь Алексей Степанович Хомяков, построенном бывшим их крепостным Сергеем Александровым на средства Марии Алексеевны.

Уважение к родству и корню своему, бывшее непременной чертой российского столбового дворянства, создавало особую благодатную почву и для той непременной любви к родине, которая и объединила в 1840 г. кружок русских славянофилов. Этот кружок был в сущности «семейственным», так как московские славянофилы и их ближайшие единомышленники находились в тесных родственных связях. Родство московских славянофилов объясняет многие замечательные особенности этого кружка: непременное дружелюбие всех его членов (отсутствовавшее у западников), ограниченность той сферы, в которой распространялись славянофильские идеи, объясняет и присущую кружковым исканиям идею «родственности», которая проходит через все славянофильские сочинения.

Позже Алексей Хомяков станет вольнослушателем Московского университета, который закончит со степенью кандидата математических наук. А в дальнейшем он постоянно совершенствовал и пополнял свои знания, чему способствовали систематический труд, пытливый ум и богатая библиотека отца, которую он значительно расширил.

Сблизившись с философско-эстетическим кружком «любомудров», Хомяков пишет стихи, занимается переводами, работает над исторической поэмой «Вадим». В 1821 г. впервые выступает в печати со своим переводом с латинского очерка Тацита «Германия». С 1822 г. по 1825 г. он на военной службе: сначала в Астраханском кирасирском полку, в Херсонской губернии, а затем в лейб-гвардии Конном полку, в Санкт-Петербурге. В журнале «Полярная звезда» публикует свои стихи. Уйдя в бессрочный отпуск, живет в Париже, где с увлечением занимается живописью, пишет историческую драму «Ермак». Возвращаясь на родину, посетил Италию и земли западных славян.

С началом русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Хомяков снова в армии, в Белорусском гусарском полку, участвует в боях, был отмечен наградами за храбрость и мужество. По заключении мира вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.

В это время он активно занимается литературной деятельностью, сотрудничает в различных московских журналах, пишет вторую историческую драму «Дмитрий Самозванец». Алексей Степанович делается душой того круга русского общества, в котором зародилось новое направление русской общественной мысли - идея славянского братства, славянофильство.

Основные положения учения славянофилов он изложил в своей статье «О старом и новом» (1839). Славянофилы во многом способствовали изучению русской национальной культуры, защищали идею исторической общности судеб и интересов русского и других славянских народов. Интересны мысли Хомякова о необходимости разностороннего, гармонического, университетского образования юношества, изложенные в его статье «Об общественном воспитании в России». А его исторические взгляды нашли отражение в обширном труде «Записки о всемирной истории» («Семирамида»).

5 июля 1836г. Алексей Степанович Хомяков венчался с Екатериной Михайловной Языковой, в которую давно и страстно был влюблен. Для него Китти была самой красивой. В ней воплотилось то, что он так долго искал: женская любовь и добро, создающее идеал гармоничной жизни. К зиме 1838-1839 года у Хомяковых было уже двое сыновей: Степан и Федор, названные по имени отца и брата. В одночасье они заболели скарлатиной и умерли в одну ночь – в конце октября. Этой ночью Алексей Степанович начал седеть. И по преданию он написал стихотворение «К детям» – одно из самых проникновенных в русской лирике.

В 1844 г. вышел первый и единственный при жизни сборник поэта «24 стихотворения». В 1854 г. большой успех в демократических кругах русского общества получило его стихотворение «России», распространявшееся в списках.

Хомяков по своим общественно-политическим взглядам был сторонником самодержавной власти, но выступал за либеральные реформы: созыв Земского собора, отмену крепостного права и смертной казни, организацию суда с участием присяжных заседателей, свободное выражение общественного мнения. Последнее произведение писателя и мыслителя «К сербам. Послание из Москвы» (1860) имело большое общественно-политическое значение для всех славянских народов.

Проживая в Богучарове и занимаясь сельским хозяйством, Алексей Степанович Хомяков принимал участие в общественных делах. В 1858 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым и другими предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп. Но дожить до крестьянской реформы ему не удалось. 23 сентября 1860 г. он умер от холеры в селе Ивановском Рязанской губернии (ныне Данковский район Липецкой области), где успешно лечил крестьян, а вот себя не сберег. Его похоронили в Москве, в Даниловом монастыре, но в 30-е годы XX века останки Алексея Степановича Хомякова и его жены были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Чтобы выбиться в люди, дворянину надо постоянно вращаться в свете. Хомяков же, по мнению современников, заживо похоронил себя в деревне. В столицы он только наезжал. И, судя по всему, такая жизнь не была для него в тягость. Может быть, первый из русских общественных деятелей, он не просто любил деревенскую жизнь, но и умел жить ей во всей полноте. У него есть даже статья об охоте и собаках. Он изобретает ружье, которое бьёт дальше обыкновенных ружей; изобретает сельскохозяйственную машину — сеялку, за которую получает из Англии патент; изобретает средство от холеры. Устраивает винокуренный завод, лечит крестьян, занят вопросами хозяйственно-экономическими. Друг его, Д.Н. Свербеев, писал о нём:

Поэт, механик и филолог,
Врач, живописец и теолог.
Общины русской публицист,
Ты мудр, как змей, как голубь чист.

Историк, профессор Московского университета М.И. Погодин писал: «Хомяков — универсальный человек, человек из ряда вон выходящей многосторонности, с проблесками гениальности, ничего не сотворивший совершенного, но во всех сферах жизни и мысли оставивший заметный след. Анализировал до малейшей подробности сражения Наполеоновы, читал наизусть по целым страницам из Шекспира, Гёте или Байрона, излагает учение Эдды и буддийскую космогонию... И в то же время Хомяков изобретает какую-то машину с сугубым давлением, которую посылает на английскую всемирную выставку и берет привилегию; сочиняет какое-то ружье, которое хватает дальше всех, предлагает новые способы винокурения и сахароварения, лечит гомеопатией все болезни на несколько верст в окружности, скачет по полям с борзыми собаками зимней порошею за зайцами и описывает все достоинства и недостатки собак и лошадей как самый опытный охотник, получает первый приз в обществе стреляния в цель, а ввечеру является к вам с сочиненными им тогда же анекдотами… Хомяков действительно был таким универсальным человеком, одаренным необыкновенно».

Источник: по материалам сайта Муниципальное образование Ленинский район.
Фото: http://ru.wikipedia.org/

 
< Пред.   След. >

Вы можете поддержать наш проект, перечислив всего 50 руб. Спасибо!

Другие обзоры

Калуга и область
посетителей: 3905295

Разработка: Компания "Сенатор" (Тула) © 2002 - 2014