ИСТОРИЯ
Фотоэкскурсия по старой Туле

Дом имени Александра II Бывшая Киевская улица (ныне пр. Ленина) начиналась от стен Тульского кремля. На этом месте в конце XVIII - середине XIX века находилась городская гауптвахта, уничтоженная пожаром в 1834 г. и перенесенная затем на территорию кремля. В 1875 году на ее фундаменте было сооружено новое здание.

В 1910-1912 гг. в связи с празднованием 300-летия династии Романовых оно было перестроено по проекту тульского архитектора С. Сироткина и получило современный вид. Называлось оно тогда Дом имени Императора Александра II. В нем размещалась городская библиотека, различные учреждения культуры.

В советскую эпоху это был Дом Карла Маркса, в котором открылся Тульский музей революции, ставший впоследствии областным художественно-краеведческим музеем, губернский Совет профсоюзов, Общество трезвости, Дом врача...

Сейчас здесь находится музей «Тульские самовары». Справа от здания - ворота Одоевской башни. На заднем плане видна замечательная по красоте колокольня, сгоревшая в пожаре 1936 года (сейчас восстанавливается), и пятиглавый Успенский собор, сохранившийся до наших дней.

***

Александро-Невская церковь Площадь, на которой находится храм Александра Невского, до 80-х гг. XIX века называлась «плац-парадом», так как здесь проходили строевые занятия и смотры войск Тульского гарнизона. Храм был сооружен в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и в честь императора Александра II на пожертвования тульского купца Евфимия Кучина. Средства были даны также городской Думой, простыми жителями и крестьянскими обществами Тульской губернии.

Торжественно заложенный в июле 1871 года, он был освящен 27 июля 1886 года. Материалом стен служил темно-красный и белый кирпич. Здание было настолько красиво, что специальным постановлением городской Думы запрещалось застраивать площадь торговыми павильонами и палатками. Вокруг церкви были посажены березы. К ступеням вела белокаменная дорога. В 1889 году при церкви была открыта приходская школа, имелась библиотека.

В 30-е гг. XX века храм Александра Невского был закрыт. В настоящее время в нем идет реставрация. Площади возвращено старое название - «площадь Александра Невского».

***

Железный мост Железный мост, изображенный на снимке, был построен через р. Упу «Обществом металлических заводов в Петербурге» в 1876-1878 гг. на месте бывшего Ямского моста. Он соединил район Заречья с центром города, улицу Миллионную (Октябрьскую) с Посольской (Советской).

В народе он назывался Чугунным мостом, имел разделенную высоким бордюром двустороннюю проезжую часть и отдельные, довольно узкие пути для пешеходов.

После постройки в 1928 году рядом с ним (ниже по течению) трамвайного моста он, по аналогии с существовавшим ранее Чугунным мостом через старое русло Упы к Оружейному заводу, получил в народе это же название и назывался «чугунным» вплоть до своей разборки в 50-х гг. XX века.

***

Калужская улица На фотографии изображена панорама уходящей далеко вниз улицы Калужской и место ее пересечения (так называемая «стрелка») с улицей Площадной (сейчас ул. Каминского), ведущей к площади Хлебного рынка.

Это был «дворянский» район, в котором строили дома состоятельные люди, но часть владений, расположенных на задней части двора, сдавалась внаем.

В 1933 году в память о первой политической демонстрации тульских рабочих-железнодорожников 1903 года она была переименована. Сейчас улица Демонстрации в том виде уже не существует, она перестроена (сохранились лишь отдельные постройки в районе современной ул. Лейтейзена) и существенно расширена, так как является важной транспортной артерией города.

***

Киевская улица. Дом Ермолаева-Зверева Трехэтажное здание в стиле «модерн» по Киевской (пр. Ленина) под №2 было построено в 1909 году тульским фабрикантом Ермолаевым-Зверевым. Со времени постройки и вплоть до революции 1917 года его арендовали: дирекция народных училищ, отделение тульского Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка, многочисленные конторы, квартиры, мануфактурный магазин и даже гостиница «Петербургская».

На улице Менделеевской было оживленно, работали магазины. Видны рельсы конной железной дороги, которые были проложены здесь и по улице Воздвиженской (Революции) после покупки ее в 1910 году Франко-Бельгийским трамвайным трестом за 204 тыс. руб.

После 1917 года здание занимали исполкомы: губернский, окружной, городской, областной. Некоторое время здесь размещались редакции газет, а с 1959 года - Тульский Музей оружия. Здание было снесено в 80-х гг., когда освобождалось место под строительство тульского Дома Советов (сейчас Белый дом).

***

Троицкая улица. Духовная консистория Троицкая улица являлась частью современной Советской. Она начиналась от улицы Пирогова и упиралась в церковь Св. Троицы, построенную в 1728 г. купцом Герасимом Сушкиным. Церковь была разрушена, как и многие другие, в 1929 г., но оба здания, видные на снимке, хорошо сохранились. Дому №110, где сейчас находится Тульское Управление ГИБДД, будет скоро 200 лет. Он принадлежал тульской купчихе Раисе Вороновой, которая в 1870 г. согласилась продать его Тульской епархии для размещения архива и канцелярии Духовной консистории — органа управления организационными, кадровыми и финансовыми делами церкви.

После 1918 г. здесь располагался уголовный розыск, затем вся тульская милиция, а начиная с 3 июля 1936 г. здание окончательно перешло в ведение Госавтоинспекции.

Улица Советская продолжается сейчас дальше до Чулковского (Пролетарского) моста через р. Упу справа от которого до недавнего времени находилась городская водная станция «Динамо» с прокатом лодок.

Дом слева, в котором сейчас располагается вечерняя школа №1, до 1936 года был жилым. В нем до революции селились семьи сотрудников почтового ведомства, которое располагалось сзади, по ул. Почтовой (Дзержинского). После 1936 г. здесь находились военные штабы, а в годы войны - госпиталь. Позже его передали для нужд образования.

***

Государственный банк В 1898 году на улице Киевской (пр. Ленина, 38) напротив Пушкинского проезда было построено здание Тульского отделения Государственного банка России, созданного в 1860 году и находившегося вначале, с 1882 года, в доме Смирнова на пересечении современных улиц Бундурина и Каминского.

Банк выступал уполномоченным правительства в его финансовых операциях, обеспечивая строительство государственных предприятий и железных дорог. Он имел право выпуска (эмиссии) денежных знаков. Одной из важнейших операций банка стала выплата помещикам денег за их владения после отмены крепостного права в России и реформы 1861 года.

Тульское коммерческое училище готовило кадры банковских служащих. Постройка обошлась казне в 117120 рублей и включала устройство центрального водяного отопления с собственной котельной и системы вентиляции с увлажнением воздуха.

В 60-х гг. XX века здание было надстроено до третьего этажа и сейчас в нем располагается Тульское отделение Сбербанка России.

***

Река Упа Река Упа делит Тулу на две неравные части в центре города.

В самом начале XVIII века, после постройки шлюзов, она была составляющей судоходного маршрута из средней России к морю по рекам Оке, Шату и через Иван-озеро к Дону.

В 1707 году первые караваны судов прошли по этому пути, но после строительства Петербурга и выхода к Балтике эта дорога перестала быть актуальной. Для местных же нужд река Упа широко использовалась вплоть до середины XX века. Известно, что по решению Тульского облисполкома(!) Упа вновь стала судоходной рекой для внутриобластных перевозок. В навигацию 1947 года по ней курсировало 3 баржи и несколько катеров. Только пристань у металлургического завода приняла в том году 2000 тонн различных грузов. Место, где Упа разливалась перед верхней плотиной Оружейного завода, называлось «пруд реки Упы» и было излюбленным местом отдыха туляков, как и набережная перед Казанским собором.

***

Дорога к вокзалу 4 ноября 1867 года через Тулу прошла железная дорога из Москвы в Курск. А 7 сентября 1868 года появилось деревянное здание первого в городе сначала Курского, а затем Московско-Курского вокзала. К нему вела улица, названная вначале Томилинской в честь тогдашнего губернатора. В 1900 году в ознаменование столетия русского полководца и генералиссимуса она была переименована в Суворовскую улицу. В 1918 году улица получила имя Красноармейской, а в 1974-м, заасфальтированная и благоустроенная, стала называться проспектом.

На фотографии видна ее часть примерно от места пересечения с современной улицей Дм. Ульянова. Тогда это была окраина города. Видна пересекающая ее река Воронка и перила моста, переходящие справа в лавочки для отдыха уставших горожан.

***

Петровская улица В 1920 году Петровская улица, названная так по Петровской горе и храму Петра и Павла, переименована в улицу Ф. Энгельса по поводу его 100-летия.

Улица расположена западнее улицы Киевской (пр. Ленина), главной улицы города, параллельно ей.

Во второй половине XIX - начале XX века здесь жили мещане средней руки, причем более состоятельные из них селились ближе к улице Посольской (ул. Советская).

На этой улице почти не было предприятий, учреждений, магазинов. Значительная часть владельцев домов Петровской улицы сдавала помещения под жилье. Дома строились простой архитектуры, каменные строения встречаются по мере подъема вверх по улице все реже и заканчиваются вовсе в районе Толстовской заставы. Она была вымощена булыжником, устроены водоотводные канавы, в 1893 году по улице был проложен городской водопровод и устроено электрическое освещение.

За многие годы советской власти она почти не изменилась, но была заасфальтирована и служила объездной дорогой, по которой через центр проходил поток грузового транспорта.

Только в 1962 году она начала благоустраиваться, по ней были проложены рельсы и пущен трамвай.

***

Кремль Тульский кремль - сооружение оборонительное, крепость, в которой во время нападения собиралось население города. Возведение кремлевских стен началось в 1507 году, но по разным причинам все время прерывалось.

Только в 1520 г. внутри уже существовавшего деревянного кремля, разобранного только два столетия спустя, появился каменный. Стены были возведены по образцу Московского Кремля и соединяют 9 башен, четыре из которых - проездные.

Внутри находятся два храма.

Строительство Свято-Успенского собора под руководством и на средства тульского купца Лукьяна Ивановича Коптельцева было начато в 1762 году и закончено всего за полгода. Внутренняя роспись стен была уникальна.

Ею занимались более тридцати лучших мастеров из Ярославля, иконы писали туляк Григорий Белоусов и калужанин Андрей Филиппов. Четырехъярусная колокольня собора с 22 колоколами, из которых самый большой весил 180 пудов, была соединена с ним высоким переходом с широкими арками.

К сожалению, она сгорела в пожаре 1936 года. В северо-восточной части кремля находится Богоявленский собор, выстроенный в 1855 - 1862 гг. по проекту архитектора П.А. Михайлова в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812 года.

В настоящее время в нем находится экспозиция Тульского Музея оружия, основанного еще в 1724 году и входящего в число ста лучших музеев мира.

***

Грязевская удица. Фабрика Баташова Улица Лейтейзена называлась до 1923 года Грязевской (на фото «Грязенская» - ошибка наборщика) по фамилии живших здесь когда-то купцов Грязевых. На снимке - здания самоварной фабрики одного из братьев Баташевых.

В ближнем здании располагалось заводоуправление, а в другом, через дорогу, перед революцией жил директор фабрики Федор Федорович Занфтлебен - зять фабриканта с семьей.

В этом здании сейчас находится суд Советского района.

Фабрика Баташева была первой паровой фабрикой в России в начале XIX века (1825 - год основания фабрики) и выпускала лучшие по качеству и отделке самовары. Самовары были настолько популярны во всех классах общества, что в начале XX века существовало множество мелких заводов, которые изготовляли «контрафактную» продукцию - копии известных моделей с поддельными клеймами.

Большинство копировали продукцию именно фабрики Баташева, что говорит само за себя. Фабрика после революции была сначала преобразована в кожевенный завод. Затем все здания были переданы в жилой фонд.

***

Посольская улица и учительский институт На фото представлен вид вдоль улицы Посольской (ныне Советской - 1918 год) вблизи пересечения ее с Петровской улицей (ул. Ф. Энгельса).

На мостовой видны рельсы конной железной дороги. По этой улице в город, по легенде, прибывали послы из Москвы. Она называлась Посольской лишь до улицы Киевской (пр. Ленина).

Далее она продолжалась уже под именем Завальной до улицы Бабаевской (Пирогова) и далее к Чулковскому мосту, называясь Троицкой. Трехэтажный дом слева в стиле «модерн» (вход с угла, цветные витражи, перила балкона, фигуры кариатид под ним) принадлежал пряничному «королю» Василию Романовичу Гречихину.

На первом этаже располагался его бакалейный магазин, второй и третий этажи сдавались под квартиры.

Затем, с 1913 года, здесь работал Учительский институт, готовивший по ускоренной программе учителей для городских и земских учебных заведений, а с конца 20-х гг. - Педагогический техникум, на базе которого создан современный ТГПУ.

По левой стороне дальше видно здание одного из самых красивых и больших храмов Тулы. Это Спасо-Преображенский храм, снесенный в 30-х гг. XX века новой властью. Сейчас на этом месте площадь.

По правой стороне, сразу за остроугольным домом-«утюгом», находилось здание, в разное время принадлежавшее многим владельцам. 2-й и 3-й этажи дома занимала гостиница Федора Карловича Вайнера (одна из 22-х бывших тогда в Туле). Дальше вплотную к нему примыкал дом булочника Филиппова, где с 1869 года располагался его магазин, известный всем тулякам, а также пекарня и кондитерская.

***

Общий вид На фотографии изображены сразу три достопримечательности города Тулы начала XX века. На переднем плане - электростанция, открытая в Тульском кремле в 1900 году по инициативе городского главы металлозаводчика А. Мосолова.

Она была оборудована тремя динамомашинами и освещала вначале около 400 тульских домов, зал Дворянского собрания и несколько тульских заводов.

Слева видна Казанская церковь, одна из самых древних и почитаемых в Туле. Набережная на левом берегу Упы, проходящая под кремлевскими стенами, также называлась Казанской. Храм в числе многих других был взорван в 1933 году.

Напротив видна панорама Оружейного завода. Он был организован в 1712 году по именному указу императора Петра Великого и менее чем за полвека стал причиной превращения Тулы из заштатного поселения в один из важнейших губернских городов. Льготы, данные тогда оружейникам, были беспрецедентны. За его историю около 600 оружейников, обогатившись, вышли в купцы. К началу XX века более 40 тульских фабрик и заводов принадлежало бывшим оружейникам.

В войну 1812 года Оружейный завод каждый месяц поставлял в казну по 10 тыс. новых ружей и 3 тыс. исправленных. За три года было изготовлено около 500 тыс. единиц огнестрельного оружия и около 250 тыс. - холодного.

В 1892 году было освоено массовое производство винтовок туляка Мосина, которых только за 5 лет было изготовлено 1 млн. штук.

В 1903 году Тульский Императорский Оружейный завод перешел полностью на электроэнергию и разрушил за ненадобностью все свои плотины. Именно тогда перестал существовать Демидовский пруд, а освободившуюся территорию заняли вспомогательные службы Сызрано-Вяземской железной дороги и дома жителей Чулкова.

***

Миллионная улица В XVIII столетии въезд в Тулу с севера проходил по Московской улице, которая в начале XIX века была прозвана в народе Миллионной.

Здесь селились преимущественно зареченские «миллионщики». Это были купцы, промышленники, разбогатевшие оружейных дел мастера. В середине столетия это название стало официальным. Все дома были кирпичными, улица освещалась электричеством, возле домов проходили тротуары, посреди мостовой в 1880 году проложены рельсы конной железной дороги.

На этой улице жил среди прочих известных людей знаменитый тульский купец Д.А. Ротницкий, торговавший до революции углем, а в первые годы новой власти ставший ее рьяным сторонником. Сначала он работал с детьми и подростками, а потом, переехав в Москву, руководил Литфондом Союза писателей.

Неподалеку находились дома самоварного фабриканта Шемарина, оружейников Гольтяковых и братьев Лялиных.

Улица на севере кончалась Московской заставой (совр. ул. Дегтярева), возле которой в 1899 году открыт один из самых красивых храмов Тулы - храм Сергия Радонежского, построенный на средства Московского митрополита Сергия, родившегося в тульской Гончарной слободе.

На улице Миллионной располагались также здание частной женской гимназии О.Н. Никольской, двухэтажный трактир «Хива» с булочной и пекарней, бесплатная библиотека-читальня.

С 1918 года это - улица Октябрьская - ныне - одна из центральных улиц Тулы.

***

Пятницкая улица Улица Металлистов - одна из древнейших в Туле.

Во второй половине XVI века она уже называлась Пятницкой. Здесь находились Гостиный двор, две цирюльни, портерная, питейный дом, трактир, харчевня, сорок лавок. Это была купеческая улица.

Все дома строились только каменными, у большинства подъездов имелись фонари. Она входила в состав древнего посада, начиналась у Пятницких ворот кремля и вела к Посольской улице и мосту через Упу в Заречье.

Слева видна церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находящаяся в глубине двора за небольшой часовенкой в «русском вкусе».

Эта церковь возникла на месте другой, во имя великомученицы Параскевы Пятницы, давшей название улице и башне кремля, и ее приход в 1567 году носил название Пятницкого. Новое название - улица Металлистов - появилось в конце октября 1924 года, так как в предреволюционные годы (1912-1916) здесь размещалось правление Тульского Союза металлистов.

***

Народный дом На фотографии - улица Новопавшинская, ведущая из Тулы к одноименному селу.

В 1925 году ее переименовали в честь Крестьянского Интернационала (ул. Крестинтерна), а в 1933-м появилось окончательное название - Коминтерна (Коммунистического Интернационала).

На ней находились также Ваныкинский ночлежный дом (сейчас его занимает Тульский военкомат), пивоваренный завод, два храма.

На первом плане здание Народного дома, построенного городом в 1902 году и имевшего библиотеку, читальню, музей и зрительный зал на восемьсот мест. Здесь читали лекции, проводили собрания, а затем и рабочие митинги. При советской власти в здании находились сначала различные клубы, а затем, с 1936 года, расположился тульский ТЮЗ.

Вдалеке виден Свято-Ильинский храм, построенный еще в 1760 году. В 1915 году по справке Тульской Духовной консистории «к Ильинской церкви было приписано 77 домов, где проживало душ 203 мужского и 209 женского полу». Сейчас здание возвращено церкви.

***

Чугунный и железный мосты На снимке - два моста, соединяющие центр города, улицу Посольскую с Заречьем, улицей Миллионной.

Посередине остров, образованный основным руслом реки Упы и обводным каналом, вырытым для установки водяных машин Оружейного завода.

Первый мост, в пролетах которого располагались шлюзы, поднимающие воду в обычное время и пропускавшие ее в половодье, назывался в народе Чугунным за узорчатые перила чугунного литья, редкие по тем временам. Он был построен в 1843 году по проекту полк. Шуберского Э.Н., инженера путей сообщения и доктора философии.

Второй мост - Железный, построенный «Обществом металлических заводов в Петербурге» в 1876-1878 гг. Он имел разделенную высоким бордюром двухстороннюю проезжую часть с рельсами для конки и отдельные, довольно узкие пути для пешеходов.

После постройки в 1928 году ниже по течению моста, по которому ездили машины и трамваи, он, вплоть до своей разборки в 50-х гг. XX века, в народе по аналогии также назывался «чугунным». Вдали видна панорама Заречья и великолепная церковь Николы Зарецкого, построенная в 1730-1734 гг. сыном тульского кузнеца Никиты Демидова Акинфием как родовой храм и усыпальница.

***

Посольская улица. Ряды На фото представлен вид вдоль улицы Посольской (ныне Советской - 1918 г.) вблизи пересечения ее с бывшей Жигалинской (по фамилии тульской купеческой семьи) - ныне улицы Союзной.

По этой улице в город, по легенде, прибывали послы из Москвы. Она называлась Посольской лишь до улицы Киевской (пр. Ленина). Далее она продолжалась уже под именем Завальной до улицы Бабаевской (Пирогова) и далее к Чулковскому мосту, называясь Троицкой. На мостовой видны рельсы конной железной дороги, общая протяженность которой достигала 12 километров. 24 вагона перевозили ежедневно до 4 тысяч пассажиров. Были в городе в начале XX века и два такси марки «Фиат».

На улице тогда находились в числе прочих: контора дилижансов, пять гостиниц («Ливадия», «Ялта», «Крым», «Рига», «Метрополь»), аптеки, театр механических кукол, несколько учебных заведений и множество магазинов...

Справа - Новые торговые ряды (в отличие от Старых, находившихся на Крестовоздвиженской площади вблизи кремля), построенные купцом Н.Степановым.

В 1929 году здание было передано Министерству Обороны и сейчас в нем находится прокуратура и военная комендатура тульского гарнизона.

***

Река Упа Река Упа делит Тулу на две неравные части в центре города. Сегодняшняя протока с левой стороны (по течению) от Оружейного завода была первоначально основным руслом реки.

Сегодняшнее, спрямленное, образовано из бывшего обводного канала, куда впадала Тулица и где стояли «водяные колеса», приводившие в движение станки Оружейного завода. Видны опоры «чугунного» моста, рядом с которым в конце улицы Посольской стоял храм Сретения Господня. Он был построен по проекту талантливого тульского зодчего К. Сокольникова в 1774 году на месте снесенного старого.

По другую сторону улицы была возведена уникальная колокольня с цилиндрическими ярусами и шестью колоколами, самый большой из которых весил 230 пудов (около 4 тонн). Церковным старостой храма с 1857 по 1867 г. был известный тульский купец К. Платонов, пожертвовавший тульским церквам в общей сложности более 128 тыс. рублей. Через дом от храма жил и купец 1-й гильдии Е. Кучин, на средства которого был построен храм Ал. Невского.

В 1928-29 гг. церковь и колокольню снесли при прокладке трамвайных путей и строительстве нового моста через реку, а в 1958 г. на месте храма был разбит сквер и установлен памятник Мосину работы скульптора В. Мухиной. На месте бывшей колокольни сейчас стоит недавно возведенная Свято-Владимирская церковь.

***

Общий вид Посередине Крестовоздвиженской площади виден храм того же названия, построенный в 1794 году «тщанием тульского 1-й гильдии купца Вас. Ливенцева». Место было низменным и болотистым, поэтому была сделана насыпь из «кузнецкого угля и разного мусора в глубь земли...».

Колокольня в 1873 году была возведена стараниями купца Никифора Щеглова. Могилы обоих находятся на тульском Всехсвятском кладбище. На переднем плане видны крытые торговые ряды - Гостиный двор, возведенный в камне после страшного пожара 1834 года. Он был снесен в 1926-1929 гг. при реконструкции площади. Чуть позже был убран и храм.

В честь посещения Тулы в 1934 году героями челюскинской эпопеи площадь получила народное название «площадь Челюскинцев», а в 1936 году посередине нее был сооружен памятник Труду и Обороне с фигурой красноармейца в буденовке и с винтовкой.

С правой стороны видно здание, построенное в 1840 году и принадлежавшее до революции известным тульским предпринимателям Алексею и Василию Золотаревым. В середине XX века дом был надстроен до 3-го этажа, получил название Дворец Труда и вмещал множество административных организаций.

***

Вторая женская гимназия Здание по улице Пирогова, 20 занимала с 1896 года 2-я тульская женская гимназия. Выпускницы получали свидетельство домашней учительницы и право преподавать в учебных заведениях Тулы и губернии. Потом здесь размещался детский дом имени Урицкого, школа для умственно отсталых детей, ныне - Педагогический колледж №2.

В 1901 году гимназию возглавляла Софья Дружинина, впоследствии организовавшая Ольгинскую женскую гимназию неподалеку, на улице Жуковского. Улица, носившая ранее названия Бабаевская (до Хлебной площади) и Роговая (выше к кладбищу), 23 февраля 1907 года была переименована по инициативе Тульской городской Думы в честь основателя науки о военно-полевой хирургии русского врача Н.И. Пирогова.

***

Семинария В начале XIX века эта улица называлась Добрынинской, по фамилии тульского купеческого рода, жившего здесь и, занимавшегося подрядами на строительство, поставками кирпича и сукна. Затем она стала называться Староникитской по церкви, стоявшей неподалеку. Полуразрушенное, но все еще красивое здание церкви Св. Никития можно увидеть в Никитском переулке напротив современного здания ГТРК.

В 1922 году улица получила имя Я. Свердлова, но с 18 июля 1993 года она вновь стала Староникитской.

Здание Тульской духовной семинарии, построенное в 1819-1822 гг. было необычно для Тулы своими большими размерами, но в 1876-1877 гг. оно еще увеличилось за счет пристройки в правом крыле домовой церкви Софии Премудрости Божией во время реконструкции.

Здесь получали образование будущие служители церкви не только Тульской губернии, но и всей России.

В 1923-1941 гг. здесь располагались воинские подразделения, с 1944 по 1960 год в нем находилось Тульское суворовское военное училище. Сейчас здание передано Тульской епархии.

***

Дворянское собрание Здание, расположенное по улице Киевской (ныне проспект Ленина), начало проектироваться еще в 1832 году как Дворянское собрание, но к постройке приступили только через 17 лет. Строилось оно три года, и в 1852 году состоялось торжественное открытие. При достаточно скромном внешнем виде внутри оно поражает своей продуманностью и роскошью. Очень эффектная металлическая парадная лестница, литье Дугнинского завода, весит 20 тонн. Интересны рисунки ограждений, ступеней.

Впечатляет Колонный зал, который использовался для торжественных мероприятий и в качестве концертного зала. Здесь выступали Ф. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. Собинов, М. Ермолова и многие другие знаменитости. Его внушительные на вид колонны на самом деле - искусно изготовленные футляры из дерева. Их в свое время изготовил «дворовый человек из Калуги Е.Н. Захаров с товарищами...».

Во внутренних помещениях дома располагались залы для заседаний, библиотека, архив. В подвальной части были жилые комнаты для прислуги, кухня, колодец, подъемники.

В городе его неофициально называли «Домом дворянства». После революции он назывался Домом Советов.

С 1924 по 1932 год здесь был Тульский художественно-исторический музей, куда пускали бесплатно, затем он стал Домом Красной Армии, ставшим позднее гарнизонным Домом офицеров. Старшее поколение туляков хорошо помнит лучшие в городе танцевальные вечера, проходившие здесь, и кинозал, где показывали фильмы.

***

Менделеевская улица Эта улица по решению Тульской городской Думы 23 февраля 1907 года была названа в память великого русского химика Дмитрия Менделеева, скончавшегося незадолго до этого.

Раньше она называлась Лопатинской по фамилии известного купца, имевшего самый большой дом неподалеку, возле Староникитской церкви. Она была одной из улиц старого Тульского посада, шла вдоль южной стены кремля и начиналась от Крестовоздвиженской площади.

Справа видна ограда Кремлевского сада, который сто лет назад был одним из любимых мест отдыха туляков. Сюда ходила конка, рельсы которой хорошо видны на фотографии. В разное время здесь размещались цирк-шапито, летний клуб Дворянского собрания, летний театр, устраивались балы и представления. Отсюда открывался красивый вид на «необъятный резервуар воды» реки Упы, судоходной в то время, где можно было даже взять напрокат лодку для романтической прогулки при луне...

Чуть дальше по левой стороне улицы за перекрестком с улицей Тургеневской виден фасад Спасо-Преображенского храма Успенского девичьего монастыря. Здание было возведено в 1842 году по проекту ученика Карло Росси известного русского архитектора В.Ф. Федосеева.

В советское время здесь размещался морской клуб, а сейчас приведенный в прежнее состояние храм передан церкви.

***

Курский вокзал 16 августа 1868 года было торжественно открыто движение по Московско-Курской железной дороге от Тулы до Орла (годом раньше первые поезда из столицы уже дошли до Тулы). Принятое решение, подписанное Александром II в 1864 году, строить железную дорогу за казенный счет позволило обойтись расходами в 62 тысячи рублей за версту. По ходатайству тульского губернатора А.Л. Шидловского, переданному им лично П. Мельникову, главному управляющему путями сообщения России, она была проложена не через Калугу, как сначала предполагалось, а через Тулу. «Битва за чугунку» была выиграна благодаря главному козырю тульских просителей - возможности обеспечения железной дороги дешевым топливом, так как в это время были уже открыты залежи каменного угля в Одоевском, Богородицком и Крапивенском уездах.

В 1871 году железная дорога была продана Московскому акционерному обществу, но в 1893 году выкуплена государством обратно из-за «небрежного содержания и плохого радения». Станция Тула была одной из самых крупных.

Из отчета правления Общества Московско-Курской железной дороги за 1877 год: «Число паровозных сараев при депо и имеющихся в них паровозных стойл на Тульской станции - 2 сарая на 30 паровозов». Вместо деревянного вокзала (1867 год) в 1913 году построено каменное красивое здание с большим залом ожидания и рестораном, рядом появилась мощеная широкая платформа для пассажиров.

В 1953-1956 гг. Московский вокзал был реконструирован. По внутренней отделке здание даже сейчас является одним из лучших в городе.

***

Первая женская гимназия Она была открыта в сентябре 1859 года по инициативе директора тульской мужской гимназии Ф. Гаярина в здании, построенном на земле, принадлежавшей в той время купчихе А. Ливенцевой, чей сохранившийся до сих пор особняк находился неподалеку на Ломовской улице (Денисовский пер.).

Она часто присутствовала на экзаменах, которые сдавали барышни-гимназистки в конце каждого учебного года. Обучение было платным, но после окончания выпускного восьмого класса девушки получали право преподавать в начальных школах и давать уроки на дому. Они носили форму: коричневое платье (в 8-м классе - синее), черный или белый (праздничный) фартук, шляпку-пирожок и розетку из синего банта с буквами ТКЖ.

Привычный сегодня вид здание обрело в 1902 году, когда гимназический корпус был достроен до ул. Жигалинской (Союзной).

На верхних этажах были классы, актовый и гимнастический залы, комнаты пансиона, где жили иногородние воспитанницы.

Здание от гимназии до торговых рядов соединили аркой с внутренним переходом в 1930 году, когда она уже называлась 6-й единой общеобразовательной школой.

В годы войны здесь был устроен госпиталь.

***

Мужская гимназия Перова Среди учебных заведений старой Тулы одной из лучших считалась частная мужская гимназия, вошедшая в историю под названием «Перовской» по имени ее владельца и первого директора Ивана Федоровича Перова.

Несмотря на высокий ранг действительного статского советника, приравненного к званию контр-адмирала, он придерживался в своей педагогической деятельности весьма передовых взглядов.

Располагалось здание на углу переулка Центрального и переулка Учетного, соединявшего тогда улицы Киевскую - пр. Ленина и Петровскую - ул. Ф.Энгельса.

Хотя обучение было платным, в гимназии существовало «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам», куда стекались деньги жертвователей - от купцов до крупных предпринимателей. Это позволяло учиться здесь детям из самых разных слоев общества всех вероисповеданий (кроме евреев).

Здесь преподавали физику, географию, природоведение, законоведение, рисование, четыре языка.

Закон Божий преподавали служители соответствующих храмов города. При школе был устроен большой сад, за которым ухаживали ученики. Имена ее выпускников и педагогов, например А. Кауля и М. Лейтейзена носят сейчас улицы Тулы.

После прихода новой власти гимназия получила статус общеобразовательной школы № 4, ей было присвоено имя ее ученика Н. Руднева, скончавшегося от революционных ран в 1918 году.

Из ее стен в более позднее время вышло много известных и выдающихся людей. Все они тепло вспоминали особый товарищеский дух, царивший в ней, прекрасный преподавательский состав, высокий уровень приобретенных знаний. Здание было снесено в 70-е годы при реконструкции тульского завода «Октава».

***

Сахарный завод Тульский сахаро-рафинадный завод был основан московским Товариществом сахарных заводов, во главе которого стоял тогда прусский подданный Э. Вернекинк. Разрешение на его постройку городская управа подписала в августе 1872 года, а в сентябре следующего он начал уже выпуск своей продукции.

Удобное расположение на берегу Упы и близость недавно построенной железной дороги, от которой до завода шла ветка длиной всего в «триста саженей», обеспечили ему хорошую рентабельность и быстрое развитие. Он стал в Туле третьим крупным предприятием после Оружейного и Патронного заводов. В ведомости 1873 г. упомянуты находящиеся в эксплуатации шесть паровых машин общей мощностью 60 лошадиных сил. Работало «...мущинъ - 110, девушекъ - 220, все - вольнонаемные...».

В 1877 г. завод выкупил князь Оболенский, получивший тогда заказ на поставку сухарей для действующей в Турции русской армии, а в 1879 г., после окончания войны, он перешел во владение Товарищества бр. Терещенко, которые его существенно модернизировали.

В первые годы советской власти завод пришел в упадок. И только с 1922 года в составе Сахаротреста он снова начинает выпуск своей сладкой продукции во все возрастающих объемах.

***

Вид на Чулково и электрическую станцию На снимке, сделанном с колокольни Казанского храма, стоявшего на месте теперешнего профессионального лицея № 4, хорошо видна Мясницкая круглая башня тульского кремля и здания первой тульской электростанции, построенной на его территории по инициативе городского главы металлозаводчика А. Мосолова в 1900 году.

Она была оборудована 3 паровыми динамомашинами постоянного тока и освещала вначале около 400 домов, зал Дворянского собрания и несколько тульских заводов.

Хорошо видны здания Оружейного завода, так называемый «кривой» мост через основное тогда русло реки Упы к Водяной башне кремля, Чулковская слобода на ее правом берегу, в которой селились в основном работники завода. Название слободы некоторые историки связывают с именем первого петровского комиссара-стольника Клементия Чулкова, при котором были начаты работы по устройству казенного Оружейного завода.

Позднее, по мере роста числа работников завода, под их поселения у местных помещиков за 11 тысяч серебряных рублей (деньги дало правительство) были откуплены все земли Чулковской слободы, к которой от завода был устроен цепной мост через верхнюю плотину.

Видна также насыпь и пути Сызрано-Вяземской железной дороги (1874).

По данным словаря Брокгауза и Ефрона, в 1902 г. железнодорожные пути Тульской губернии (774 версты) принадлежали в России к числу «наиболее обустроенных».

Источник: http://tulamen.ru/

001.jpg
002.jpg
003.jpg
004.jpg
005.jpg
006.jpg
007.jpg
008.jpg
009.jpg
010.jpg
011.jpg
012.jpg
 
013.jpg
014.jpg
015.jpg
016.jpg
017.jpg
018.jpg
019.jpg
020.jpg
021.jpg
022.jpg
023.jpg
024.jpg
 
025.jpg
026.jpg
027.jpg
028.jpg
029.jpg
030.jpg
 
 
< Пред.   След. >

Вы можете поддержать наш проект, перечислив всего 50 руб. Спасибо!

Другие обзоры

Калуга и область
посетителей: 4367733

Разработка: Компания "Сенатор" (Тула) © 2002 - 2014