ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА

Ясногорский район

герб Ясногорского района Общие сведения. Ясногорский район – территориальная единица и муниципальное образование в составе Тульской области. Численность населения района 30758 человек (2013 г.). Площадь – 1299,7 кв. км. Протяженность района с севера на юг – 60 км; с запада на восток – 42 км. Расположен в северной части Среднерусской возвышенности. Граничит с четырьмя районами Тульской области (Ленинский, Алексинский, Заокский и Веневский) и с тремя районами Московской области (Серпуховской, Каширский и Ступинский). С 2006 года в состав района входят 6 муниципальных образований: 2 городских поселения (Ясногорск и рабочий поселок Ревякино) и 4 сельских поселения (Архангельское, Денисовское, Теляковское и Иваньковское сельские поселения). Всего в составе района насчитывается 168 населенных пунктов.

Административный центр – город Ясногорск. Расположен в северной части Среднерусской возвышенности на реке Вашана (приток Оки), в 32 км севернее Тулы и в 142 км южнее Москвы.

По территории протекает свыше десятка больших и малых рек, относящихся к Окскому бассейну: Ока (бассейн Волги), Апрань, в том числе реки Осетр, Беспута, Вашана, Тулица, Восьма, Сине-Тулица, Десенка, Сушка, Полевая Веркуша берут свое начало в границах Ясногорского района.

Климат умеренно-континентальный, характеризуется теплым, но неустойчивым летом, умеренно суровой и снежной зимой. Продолжительность вегетационного периода составляет 173 – 177 дней, периода активной вегетации – 134. Относительная влажность воздуха – 79%, за холодный период – 85%, за теплый – 75%. Абсолютная влажность – 3,0 мбар. Преобладает ливневый характер осадков, сопровождающийся грозами. Снежный покров устанавливается в ноябре, сходит в апреле. Число дней со снежным покровом: 144 – 147. Средняя декадная высота снежного покрова – около 40 см. Зимой часто наблюдаются оттепели, до 55 дней. Преобладающее направление ветра юго-западное и западное. Средняя годовая скорость ветра – 4 м/с. Наибольшую повторяемость имеют ветры со скоростью 2–5 м/с.

Ясногорский район находится в лесостепной зоне. Ясногорск с юга, запада и востока окружают лесные массивы Долгого, Качаловского, Плотского и Рязановского лесов. Основными их компонентами являются: осина, береза, липа, реже – ясень и дуб, в сырых местах – ольха. Подлесок состоит из орешника, крушины, жимолости, калины обыкновенной. На опушках и обочинах лесных дорог растет шиповник.

Во времена СССР город был центром заготовки, переработки и экспорта леса – им занято около 20 тысяч гектаров, то есть почти 20% площади Ясногорского района. Древесина имела хороший спрос как внутри области (реализовывалась в безлесовых районах – в Воловском, Плавском, Куркинском), так и за ее пределами (Украина, Брянская область). Часть древесины направлялась в Венгрию и Финляндию.

Склоны долин и балок заняты суходольными лугами. На открытых луговых местах произрастают травы: ежа сборная, тимофеевка, мятлик луговой, клевер луговой, конский щавель, тысячелистник. В травостое встречаются бедренец, клевер горный, василек шероховатый, астра итальянская, лен желтый. На рыхлых почвах развиваются растения с ползучими побегами: хвощ лесной, вейник лесной, полевица белая, мятлик обыкновенный и другие. Демографическая ситуация. Население Ясногорского района по итогам Всероссийской переписи населения на октябрь 2010 года составляет 31152 человек (по данным за 2013 г. – 30758 человек). Из них мужчин – 45% и женщин – 55%. Численность городского населения – 19774 человека (63,5%), сельского – 11384 человека (36,5 %). Большая часть городского населения проживает в административном центре – 16804 человека (85,0%). Занимает 11-е место по численности населения в Тульской области.

Демографическая ситуация неблагоприятная, характеризуется снижением рождаемости, ростом общей смертности, отмечается отток трудоспособного населения в более развитые регионы. По сравнению с 2010 годом численность населения сократилась на 1,3% (394 человека), с 2002 годом – на 11,9% (4168 человек), с пиковым значением в 1970 году – на 29,3% (11846 человек). Развита сезонная и маятниковая миграция.

Промышленность

ЗАО «Ясногорский машиностроительный завод» до Великой Отечественной войны производил механизмы для сельского хозяйства и носил название «Красный плуг», после войны перепрофилирован на производство горношахтных механизмов и оборудования и переименован в «Углемаш». С середины 1960-х годов завод стал называться Ясногорским машиностроительным и расширил ассортимент выпускаемых изделий: это породопогрузочные машины для шахтных горизонтальных выработок, взрывобезопасные шахтные электровозы, высокопроизводительные углесосы, центробежные насосы и шахтные парашюты. Завод, долгое время являвшийся единственным в СССР производителем горношахтного оборудования, а также градообразующим предприятием, после кризиса 1990-х годов значительно утратил свои позиции. Из-за падения производства своевременно не выплачивалась заработная плата, трудящиеся шли на забастовки, дважды создавали стачечные комитеты. В 1999 году на предприятии введено внешнее наблюдение, а затем – внешнее управление. В 2009 году предприятие было признано банкротом. В 2010 году на месте ЗАО «Ясногорский машиностроительный завод» образовалось ЗАО «Русская горно-насосная компания».

В 2002 году на территории города был открыт завод «ИЭК Металл-Пласт», а в 2003 году завод «Элпластик». В 2008 году завершено строительство еще одного аналогичного производства – «Элитпласта». Эти предприятия являются производственными площадками Международной электротехнической компании «ИЭК», производящей низковольтное оборудование для строительства, жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий.

В июне 2009 года в 4-х километрах от Ясногорска началось строительство инкубатория английской компании Aviagen – мирового лидера в производстве родительских пар бройлеров. 1 июля 2010 года он был торжественно открыт. Ясногорский инкубаторий, мощностью 32 млн. штук инкубационных яиц в год, является крупнейшим в России и седьмым по счету в Европе.

Другие предприятия города: ПК «Ясногорский хлебозавод» – производство хлебобулочных и кондитерских изделий, ОАО «Ясногорский молочный завод» – производство молочной продукции, ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь» – производство кондитерских изделий, фабрика мебели ООО «Эволи» – изготовление мебели, ООО «Центрнасоссервис» – обработка металлов и нанесение покрытий, ООО ПТПП «Фагот» – обработка металлов и нанесение покрытий, ООО «Гиперпресс» – производство материалов из бетона.

Транспорт.

Железнодорожный транспорт. В западной части района с север на юг, на протяжении 32 км проходит двухпутная электрофицированная железнодорожная магистраль Москва – Курск – Харьков (линия Москва – Тула) с высокой интенсивностью движения (порядка 70 поездов в сутки). На территории района расположены 2 промежуточные железнодорожные станции IV класса (Ясногорск, Ревякино) и 3 платформы (153 км, Шеметово, Бараново, Байдики). Осуществляется прямое беспересадочное сообщение с Тулой, Серпуховым и Москвой (8 пар пригородных электропоездов ежедневно). Поезда дальнего следования и экспрессы не останавливаются ни на одном из остановочных пунктов Ясногорского района. Станции Ясногорск и Ревякино приспособлены для выполнения грузовых работ.

Автомобильный транспорт. Главными путями сообщения между населенными пунктами являются автомобильные дороги федерального, межмуниципального и местного значения. В западной части района пролегает трасса М2 E105, обеспечивая выходом к Туле, Москве, Центрально-Черноземному району; на востоке – трасса М4 E115: выход к Москве, Воронежу, Южному Федеральному округу. Другие автодороги района: Р115 Кашира – Ненашево, Новоклейменово – Ясногорск – Мордвес (с ответвлением на Верхнее Красино и Есуковский), Ясногорск – Денисово – Горшково.

Автобусное сообщение. Для большинства жителей района единственным видом общественного транспорта является автобус. Регулярные рейсы осуществляются с Ясногорской автостанции в западном (Тормино, Новоклейменово), юго-восточном (Горшково) и северо-восточном направлениях (Хотушь, Верхнее Красино, Богословское, Есуковский). Пассажирские перевозки осуществляются Алексинским ПАТП и Ясногорским АТП ОАО «Тулаавтотранс». Маршруты обслуживаются автобусами ПАЗ-3205, ПАЗ-4234, ЛиАЗ-5256, Iveco.

Туризм и отдых. Туристско-рекреационное направление в Ясногорском районе развито слабо, однако имеется большой потенциал для его скорейшего становления и развития. Исходя из существующих ресурсов, в районе возможно развитие следующих видов туризма:
культурный – посещение достопримечательностей и мест сражения между царскими войсками Василия Шуйского и армии повстанцев Ивана Болотникова в 1607 году;
экологический – Захарьинский лесостепной комплекс, сосновый бор на реке Восьма;
сельский – данный вид туризма развивается наиболее активно;
спортивный (водный) – возможен сплав по реке Вашана;
религиозный – сохранилось 13 памятников церковного зодчества, два из которых являются памятниками истории и архитектуры регионального значения.

В 2011 году район был включен в межмуниципальный проект «Окская долина», целью которого является формирование единого туристического пространства. Реализация турпроекта будет способствовать развитию внутреннего въездного туризма на приокских территориях Московской, Калужской, Тульской и Орловской областей.

Достопримечательности.

Усадьба Г.Н. Федотовой. Двухэтажный дом с мезонином был построен в начале XIX века в деревне Федоровка женой генерала Петра Семеновича Муравьева Евдокией Андреевной. В 1870 году его приобрела ведущая актриса Императорского Малого театра Гликерия Николаевна Федотова, и с того времени стала бывать в усадьбе ежегодно. В 1905 году вследствие болезни ног она оставляет театр и переезжает из Москвы в Федоровку. В 1909 году возвращается обратно. Незадолго до революции Гликерия Николаевна продает дом Валерии Николаевне Никитиной. После 1917 года здесь разместилась больница, в 1953 году в усадебный дом переехала школа, которая функционирует и по сей день. В память об актрисе на фасаде здания установлена мемориальная доска.

Другие достопримечательности. Усадьба М.А. Гартунг. Усадьба А. В. Новосильцева. Дом-усадьба Киреевских. Село Красино-Убережное.

Историческая справка. Город Ясногорск вырос из старинного села Лаптево, впервые упоминавшегося в 1578 году.

Существует две версии о происхождении названия Лаптево. По одной из них, это чисто антропонимическое образование от фамилии приказчика Лаптева, фамилия которого произошла от древнерусского нехристианского имени Лапоть. В начале XVIII века тульский металлозаводчик Никита Демидов имел на месте нынешнего города свою контору, где его помощник принимал и оплачивал изделия, изготовленные из демидовского металла.

Менее правдоподобен другой рассказ о том, что местные ремесленники и крестьяне преподнесли императрице Екатерине II искусно выполненный подарок – серебряный лапоть. Изящно сработанный русскими умельцами, лапоть якобы очень понравился императрице, и она повелела назвать местность, откуда получила подарок, Лаптево.

В официальных источниках XIX века село Лаптево фигурировало под двойным названием – Лаптево, Ростиславо тож. «Ростиславо» – наиболее древнее название и первоначальное. Название «Лаптево» – позднейшее. Ростиславо упоминается уже в документах XVI века, а именно как Ростисло. В начале XIX века в записях и бумагах местного происхождения встречается переиначивание этого названия в Ростислав. Это дало повод думать, что здесь некогда был город Ростиславль, принадлежавший удельным рязанским князьям и разрушенный до основания татарами.

Когда и при каких обстоятельствах возникло село Ростиславо-Лаптево – неизвестно. Церковная летопись хранит предание, что здесь были монастырь и храм во имя св. Николая Чудотворца. Первое упоминание о селе Ростиславе-Лаптеве относится к 1578 – 1579 гг. и содержится в писцовых книгах Русского государства по Каширскому уезду.

В состав Тульского уезда село вошло в конце XVIII столетия (при образовании Тульской губернии в 1796 году).

Своим развитием в конце XIX века будущий город Ясногорск обязан Московско-Курской железной дороге, строительство которой началось в 1866 году. В 1867 году была образована станция Лаптево. До этого основное поселение находилось в одном километре от существующего ныне города. Первым поселенцем пристанционного поселка стал Павел Лаврентьевич Жестерев, который в 1875 году поставил свой сруб вблизи станции. После 1867 года вокруг железнодорожной станции вырос поселок. В 1882 году, отцом В.В. Вересаева, рядом со станцией было куплено имение Владычня.

В 1892 году открыта почтово-телеграфная контора, которая обслуживала население Лаптевской, Архангельской, Машковской и Денисовской волостей, численностью 5 тыс. человек. В 1895 году при станции окружным врачом Н.К. Шистовским была открыта лечебница Императорского Московского воспитательного дома, во главе которого стоял врач Михаил Константинович Плясов.

Благодаря появлению железной дороги частный предприниматель Ипполит Алексеевич Головин осенью 1895 года перевел свое заведение по изготовлению плугов из деревни Пещерово в деревню Владычино близ железнодорожной станции Лаптево. В это время на заводе, выпускающем в год 600 плугов, работали всего 25 человек. Таким образом, трудовая биография Лаптевского предприятия начинается с 1895 года.

Станция Лаптево являлась крупным пунктом по отгрузке зерна и леса. В некоторые годы она немногим уступала Туле в обороте хлебных грузов. Так, например, в течение 1893 года из Лаптево было отправлено 215285 пудов хлеба, а из Тулы – 300731 пуд.

Перед Первой мировой войной в пристанционном поселке насчитывалось около 20 домов, названий улиц не было. В 1908 году при содействии И.А. Головина была построена кирпичная школа для детей крестьян и рабочих завода. А в октябре 1918 года одной из первых в Тульском уезде была открыта Лаптевская школа второй ступени.

В начале 1924 года происходит районирование в Тульской губернии. Лаптево становится административным центром образованного Лаптевского района, в который вошли Лаптевская, Денисовская, Машковская и Архангельская волости. В районе насчитывалось 16 сельсоветов, 103 населенных пункта, проживали 27 тыс. человек. В 1920-е годы в поселке открыты районный и заводской клубы. В 1925 году дан электрический ток на железнодорожную станцию, заложены первые линии водопроводной сети.

В соответствии с постановлением Оргкомитета ВЦИК по Тульской области от 4 августа 1938 года село Лаптево было преобразовано в рабочий поселок Лаптево с включением в его территорию поселка завода «Красный плуг», станционного поселка и селения Лип-Верх.

Осень 1941 года была для жителей Лаптево и района напряженной, ответственной. Над ними, как и над всей страной, нависла смертельная опасность. Враг, несмотря на потери, рвался к Москве. Во время Тульской оборонительной операции, встретив решительный отпор со стороны героических защитников Тулы, в конце октября – начале ноября немецко-фашистские войска начали действовать с флангов, стремясь замкнуть кольцо вокруг города оружейников.

18 ноября войска Гудериана возобновили наступление, стремясь обойти Тулу с востока и продолжить наступление на Москву. Немецкая 2-я танковая армия прорвала оборону 50-й армии и ринулась на юго-восток в обход Тулы на Каширу и Коломну. 25 ноября танковые соединения противника захватили Сталиногорск и Венев. В тот же день 17 танковая дивизия была в 6 км к югу от Каширы и продвигалась к Рязани и Скопину, угрожая прорваться к основным путям сообщения между Москвой и центральными и восточными районами СССР. Тула оказалась глубоко охваченной с востока. 27 ноября 2-й кавалерийский корпус генерала-лейтенанта П.А. Белова нанес контрудар по врагу и отбросил его в район Мордвеса.

Отступая, немецко-фашистские войска предприняли сильные атаки на Лаптевском направлении, 60 танков с мотопехотой ворвались в Мокрый Корь и Теляково, дорога Мордвес – Лаптево оказалась перерезанной. Район был частично оккупирован с 23 ноября по 8 декабря 1941 года. За это время захватчиками был нанесен огромный ущерб: полностью уничтожено село Квашнино, сожжено 100 домов колхозников, 2 школы, 31 общественное строение. Районный центр оккупирован не был, в нем в результате авиационных налетов были разрушены почта и телеграф, водонапорная башня, а также пострадало 9 жилых домов.

Расцвет поселка пришелся на 1950 – 1960-е годы. К середине 1950-х годов в Лаптево работали кирпично-известковый завод, завод метизов, молочный завод, хлебозавод и Новолаптевская электроподстанция. Условия жизни все больше приближались к городским. В поселке функционировали АТС, 2 радиоузла, 2 сберкассы, отстроены новый стадион, районная больница на 150 коек, во всех новых домах имелся водопровод, канализация, радио и электричество.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 января 1958 года рабочий поселок Лаптево был преобразован в город районного подчинения.

После наделения поселка Лаптево статусом города в 1958 году встал логичный вопрос о его переименовании. Обсуждение нового названия длилось довольно долго. Предлагались такие наименования, как «Знаменск», «Рудневск» (в честь командира крейсера «Варяг» контр-адмирала В.Ф. Руднева), «Вересаев» (в честь писателя В.В. Вересаева), «Светлогорск». И только спустя 7 лет, 6 января 1965 года исполнительным комитетом Тульского областного Совета было принято решение о переименовании города Лаптево в Ясногорск, а Лаптевского района – в Ясногорский район. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 10 августа 1965 года данное решение было утверждено.

Увеличение выпуска наукоемкой продукции предъявляло высокие требования к образовательному уровню инженерно-технических и рабочих кадров. Еще в 1959 году в Лаптево было открыто заочное отделение Тульского политехнического института (Тульский государственный университет). В 1971 году открыто Ясногорское ПТУ, которое начало готовить квалифицированных токарей по металлу, фрезеровщиков и слесарей-ремонтников.

В 1970 – 1980 годы продолжалось строительство жилых домов, был открыт краеведческий музей, пионерлагерь машзавода «Орленок», возведен пешеходный мост через железнодорожное полотно. Тульским институтом «Тульскгражданпроект» был разработан проект дальнейшей застройки города до 2000 года. Его площадь по плану должна была увеличиться до 14 кв. км, а население возрасти до 25 тысяч человек.

1990-е годы XX века стали переломными в жизни Ясногорска. Негативные процессы переходного периода и непродуманные решения правительства сильно сказались на жизни города и района. Они коснулись экономики и Ясногорского машиностроительного завода – главного градообразующего предприятия, от которого в огромной степени зависела жизнь Ясногорска. Завод стал терять своих заказчиков на Украине, куда поставлялось до 50% его продукции для шахт, в Казахстане и в других странах СНГ. Заказчики не имели средств заплатить за оборудование живыми деньгами или покупали более дешевую продукцию в дальнем зарубежье. Падение производства повлекло за собой переход на неполную рабочую неделю, невыплату заработной платы. Число работников сократилось с максимального значения в 7000 до 800 человек. Несмотря на ряд предпринятых мер, в 2009 году предприятие было признано банкротом.

Настоящее положение (февраль 2014 г.)

Город отстает от других райцентров Тульской области по целому ряду показателей – как экономических, так и социальных. После распада СССР за счет средств областного бюджета был построен 1 дом (в рамках федеральной программы «Ветхое жилье»), за счет федерального и местного бюджетов – ни одного, дорожное покрытие на многих улицах разбито, городской парк заброшен. Большинство горожан выезжает на заработки в соседнюю Московскую область. Численность постоянного населения, начиная с 1992 года, неуклонно снижается.

Знаменитые люди района.

В разное время на территории района проживали:

Мусоргский Модест Петрович (1839 – 1881). Русский композитор. Летом 1868 года жил в деревне Шилово и работал над первым актом оперы «Женитьба».

Вересаев Викентий Викентьевич (1867 – 1945). Русский, советский писатель. С 1882 по 1885 год жил в деревне Владычино.

Представители династии Цингеров:
Василий Яковлевич (1836 – 1907). Математик, ботаник, философ.
Николай Яковлевич (1842 – 1918). Астроном, геодезист, картограф.
Николай Васильевич (1865 – 1923). Ботаник.
Александр Васильевич (1870 – 1934). Физик, ботаник.
Жили и работали в деревне Мелеховка.

Федотова Гликерия Николаевна (1846 – 1925). Русская актриса, заслуженная актриса Императорских театров, Герой Труда. С 1879 года ей принадлежало имение в сельце Федоровка, с 1905 по 1909 год жила в нем постоянно.

Гартунг Мария Александровна (1832 – 1919). Старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина. Проживала в деревне Федяшево.

Смидович Петр Гермогенович (1874 – 1935). Партийный и государственный деятель СССР. Детство и юность провел в селе Зыбино.

Новиков Михаил Петрович (1870 – 1937). Крестьянский писатель, корреспондент и адресат Льва Николаевича Толстого. Жил в деревне Боровково.

 
< Пред.

Вы можете поддержать наш проект, перечислив всего 50 руб. Спасибо!

Другие обзоры

Калуга и область
посетителей: 4030320

Разработка: Компания "Сенатор" (Тула) © 2002 - 2014