Главная arrow Экономика и социум

Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates




Социально-экономическое развитие губернии до 1917 года

социально-экономическое положение Калужской губернии до 1917 года В XVIII веке Калугу посетила преемница Петра Великого – императрица Екатерина Великая. Коронованная особа прибыла в город 15 декабря 1775 года, ее сопровождали митрополит Платон и многочисленная придворная свита. После знаменательного визита глава государства подписала указ, согласно которому Калуга была преобразована из провинции в губернию, а уже в 1777 году город становится центром калужского наместничества.

Эти события без преувеличения можно назвать самыми значимыми в истории города. К Калужской губернии были присоединены 12 уездов (в том числе и Серпейский) с населением в 733 тысячи человек. Для сравнения: в самой Калуге на тот момент проживало всего лишь 17 тысяч горожан. Екатерина Великая подписала «регулярный план», утверждающий схему застройки города.

К слову, в то время Калуга была одним из самых богатых городов, ее бюджет был сравним с казной Москвы и Петербурга. Темпы промышленного роста были необычайно высокими, и к концу XVIII века в Калуге насчитывалось 120 предприятий, среди которых 11 кирпичных заводов, 10 изразцовых цехов и 3 парусные фабрики. Славился Калужский край и народными промыслами: резьбой по дереву, вышивкой и кружевоплетением. Калуга XVIII столетия являлась и значимым культурным центром, в 1777 году первые постановки прошли на сцене местного Драматического театра – одного из старейших в России.

Резкий и заметный упадок города Калуги начался в 30-х годах XIX в. Промышленность и торговля угасали. Объяснялось это потерей кредита и капиталов в связи с войной и появлением новых торговых центров.

В начале 40-х годов XIX века река Ока сильно обмелела, из-за перекрытия речного сообщения экономическая жизнь Калуги замерла, и уже через двадцать лет крупный центр торговли и промышленности превратился в маленький провинциальный городок.

Введение в строй участка Сызрано-Вяземской железной дороги, соединившей Калугу с Тулой и Вязьмой в 1874 г., окончательно подорвало движение по обмелевшей Оке. Калужские маломощные мануфактуры не могли соперничать с новыми промышленными центрами. Сильнейший экономический удар городу нанесла постройка Московско-Брянского участка дороги, обошедшего Калугу в 17 верстах.

Постепенно Калуга, некогда бывшая крупнейшим поставщиком пшеницы, стала небольшим провинциальным городком, в котором к началу XX века работали всего лишь 35 мелких предприятий, на которых числилось всего две тысячи работников.

Крупной промышленности в Калуге не было за исключением, построенных здесь в 1874 г. главных железнодорожных мастерских для обслуживания Сызрано-Вяземской железной дороги, в которых работало около 2 тыс. человек.

Историк Д. И. Малинин, выпустивший в 1912 г. книгу «Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии», с грустью писал: «Вряд ли город скоро приобретет какое-либо торгово-промышленное значение». Глухой провинциальный город царское правительство сделало местом политической ссылки.

Вот некоторые данные о Калуге 1912 г.: жителей – 55 тыс.; 125 улиц, 6 площадей, 2 городских сада; церквей – 45, каменных жилых строений – 800, мелких фабрик и заводов – 29. Третью часть всей промышленной продукции города составляли иконы и свечи для 669 церквей, 14 монастырей и других религиозных учреждений губернии. Постепенное угасание наблюдалось не только в самой Калуге, но и по всей губернии.

На рубеже XIX—XX веков Россия вступила в эпоху империализма. Начался процесс концентрации производства, затронувший и Калужскую губернию. Если в 1880 г. в губернии было 815 предприятий, на которых работало 17341 человек, в 1901 г. на 339 предприятиях было занято 20381 человек. Монополизация промышленности особенно ускорилась после экономического кризиса 1900 – 1903 гг.

Калужская губерния намного отставала в экономическом развитии от центральных губерний России. Несмотря на процессе концентрации производства, здесь преобладали мелкие и мельчайшие предприятия. Сравнительно крупных фабрик и заводов было немного. К их числу относился, прежде всего, Людиновский машиностроительный завод Жиздринского уезда, на котором работало более 2-х тыс. человек. На трех бумажным фабриках в Медынском уезде было занято 2300 рабочих.

Большую часть населения губернии на тот момент составляло крестьянство. Крестьяне после реформы 1861 г. оставались в полукрепостнической зависимости от помещика. В губернии имелись 97 крупных помещичьих латифундий, каждая из которых превышала 1000 десятин. А рядом с этими огромными дворянскими владениями существовали нищенские крестьянские наделы. К 1905 г. в Калужской губернии насчитывалось 191259 крестьянских дворов, из которых 4394 имели менее одной десятины земли. В среднем на крестьянское хозяйство по губернии приходилось по 9,2 десятины земли, а на помещичье – по 420 десятин.

К концу XIX века ускорил классовое расслоение деревни. Огромная масса крестьянства разорялась, превращалась в батраков и наемных рабочих, из зажиточных крестьян вырастала деревенская буржуазия. Большинство же крестьян губернии было обречено на разорение и голод. Многие были вынуждены перебираться в города.

Типичную картину крестьянского хозяйства в Калужской губернии конца XIX века описывал один из современников: «Войдите в хату, взгляните на всю усадебную оседлость… Вы видите еще снаружи, что строение покосилось в одну сторону, соломенная кровля плохо защищает от дождя… на дворе столбы под дырявым навесом пошатнулись; коровы подвержены зимою нападению всех ветров и с весны их поднимают на ноги со страшными усилиями, сарай, овин угрожают падением, а последний – пожаром. Внутри избы не лучше: вас поражает нечистота, в рамах – осколки стекла и бумага, печь валится…»

 
< Пред.   След. >